Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  6 / 174 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 6 / 174 Next Page
Page Background

7

Введение

В 2018 г. исполняется 195 лет со дня рождения русского писателя, драматурга

А.Н.Островского. К этому событию Российский Государственный архив фонодокументов

подготовил новую редакцию каталога звукозаписей, отражающих творческую деятельность

писателя. Первый вариант каталога был подготовлен в 2013 г. к 190-летию со дня рождения

писателя.

Александр Николаевич Островский (1823 – 1886 гг.) – родился в имении Щелыково

Костромской губернии. Отец занимался частной судебной практикой по имущественным и

коммерческим делам. А.Н.Островский получил хорошее домашнее образование, знал много

языков. В 1835-40 гг. учился в 1-й Московской гимназии, затем, в 1840-43 гг., в Московском

университете на юридическом факультете. Оставив университет, работал в судебных учреждениях.

Эта работа дала писателю богатый материал для будущих пьес.

С 1849 г. А.Н.Островский каждый год выпускал по одной, а иногда по две-три пьесы, создав

целый "театр Островского", насчитывающий 47 пьес различных жанров – от трагедии до

драматических этюдов. К этому надо присоединить еще семь пьес, написанных совместно с

другими драматургами. А.Н.Островский дал русской сцене также свыше 20 переводных пьес:

В.Шекспира, К.Гольдони, К.Гоцци, П.Джакометти, Н.Маккиавели, М.Сервантеса, Г.Квитко-

Основьяненко и др. авторов. Творчество А.Н.Островского оказало решающее влияние на развитие

русской драматургии и русского театра, который со 2-й половины 19 в. развивался в русле,

проложенном драматургией А.Н.Островского.

Литературные взгляды А.Н.Островского сложились под влиянием эстетики В.Г.Белинского.

Для А.Н.Островского, как и для других писателей, начинавших в 40-е гг., художник – это своего рода

исследователь-"физиолог", который подвергает специальному изучению различные части

современного общественного организма, открывая для современников еще не обследованные

области народной жизни. А.Н.Островский действительно изучал жизнь своей эпохи. В этом

отношении наглядно раскрывают писательскую лабораторию его поездки по России и особенно

материалы многомесячной поездки в 1856 г. по верхней Волге с целью всестороннего

обследования края. С этого времени волжский ландшафт как поэтический лейтмотив входит во

многие пьесы А.Н.Островского.

Творчество А.Н.Островского может быть разделено на 3 периода: 1-й – 1847-60 гг., 2-й –

1860-75 гг.; 3-й – 1875-86 гг. К первому периоду творчества относятся пьесы, отражающие жизнь

дореформенной России. В начале этого периода писатель выступает как продолжатель гоголевской

обличительной традиции, затем он отказывается от "жесткого взгляда на русскую жизнь" и в его

пьесах появляются положительные герои, "маленькие люди" с горячим сердцем и чистым

нравственным миром. И, наконец, А.Н.Островский приходит к своего рода "синтезу",

возвратившись к резкой обличительной манере в изображении властителей "темного царства" и

одновременно противопоставив им светлые образы своих "маленьких людей".

В пьесах второго периода отражена русская жизнь пореформенных лет. А.Н.Островский

внимательно улавливает изменения, происходившие в эти годы в частном и общественном быту

России. Но общая направленность его творчества остается той же. В основании драматического

действия большинства его пьес лежит постоянный конфликт между сильными мира сего и людьми

подневольными.

Третий период открывается серией "печальных комедий", посвященных трагической судьбе

женщины в условиях предпринимательской, капитализирующейся России. К последнему

десятилетию деятельности А.Н.Островского относится серия пьес, созданных в сотрудничестве с

молодыми драматургами.

Много сил писатель отдавал и художественно-организационной деятельности. Еще в 1860-

е гг. он организовал вместе с группой художественных деятелей (В.Ф.Одоевский, Н.Г.Рубинштейн,

П.М.Садовский) Артистический кружок, игравший видную роль в театральной жизни Москвы. В

1870 г. усилиями А.Н.Островского учреждено Собрание (позднее Общество) русских драматических

писателей. Позднее его внимание сосредоточилось на положении театрального дела в России. За