![]() |
||||
![]() |
||||
Пехота – испытание на прочность
Артиллерия на «весах» Победы Броня, огонь и натиск – танки и САУ Дороги – артерии войны |
||||
![]() |
||||
Пехота – испытание на прочность |
||||
В самом начале Великой Отечественной войны в результате мощных массированных танковых и авиационных ударов противника советские войска, понеся тяжелые потери в живой силе и технике, оставили значительные территории страны. Вся тяжесть боев фактически легла на пехоту, использовавшую преимущественно стрелковое оружие и уцелевшие артиллерию и танки. Стрелковые войска были вооружены в основном магазинными винтовками С.И. Мосина образца 1891/1930 гг., станковыми пулеметами "Максим" образца 1930/1941 гг. и ручными пулеметами В.А. Дегтярева образца 1928 г. Начавшееся до войны перевооружение на самозарядные и автоматические винтовки шло медленно (кроме того, сложность их конструкции, недостаточная надежность снижали эффект от внедрения), поэтому возобновилось массовое производство проверенных временем мосинских: винтовки (до 1944 г.) и карабина, который прошел модернизацию в 1944 г. Однако Красная Армия остро нуждалась в автоматическом оружии, повышающем плотность пехотного огня. И таким оружием стали пистолеты-пулеметы (ПП), среди которых самым простым и технологичным стал ПП Г.С. Шпагина – за годы войны произведено 6 млн единиц. Автоматический пистолет В.Ф. Токарева образца 1930 г. вытеснил в качестве личного оружия офицеров револьвер системы "Наган" образца 1895 г. В войсках возрастало и количество пулеметов. В 1944 г. был модернизирован ручной пулемет В.А. Дегтярева и создан новый пулемет РПД. П.М. Горюнов в 1943 г. создал облегченный вариант станкового пулемета СГ-43. С.В. Владимиров и В.А. Дегтярев внедрили в производство свои образцы (СПВ, ДС-42) с универсальными станками, позволяющими вести огонь, как по наземным, так и по воздушным целям. Намечались конструкторские подходы к созданию унифицированного (единого) пулемета в целях объединения в одном типе ручного и станкового пулеметов. Талантливый самоучка М.Т. Калашников через конструирование опытных пистолетов-пулеметов подошел к созданию принципиально нового оружия, сочетающего достоинства ПП и автоматической винтовки – автомата (будущего АК-47). Таким образом, к концу войны Красная Армия не только превзошла немецкую по насыщенности автоматическим оружием, но и получила на вооружение новую его систему, основанную на промежуточном 7,62 мм патроне 1943 г., просуществовавшую несколько десятилетий после войны. Одной из главных задач, которую пришлось решать советской пехоте на полях сражений в 1941-1942 гг. являлось противостояние немецким танковым армадам. Основными противотанковыми средствами в тот период являлись 45 мм пушки образца 1937 г., 12,7 мм крупнокалиберные пулеметы ДШК, гранаты и бутылки с зажигательной смесью ("коктейль Молотова"). В 1941 г. в крайне сжатые сроки конструкторы С.Г. Симонов и В.А. Дегтярев создали новые противотанковые ружья, восполнив существовавший пробел в системе вооружений. Но это оружие можно было использовать лишь на коротких дистанциях боя против легкобронированных танков. Лишь в 1942-1943 гг. в войска стали поступать длинноствольные пушки с большой дальностью стрельбы (45 мм М-42 и 76 мм ЗИС-3), а в 1944 г. – 100 мм пушка БС-3. Против появившихся к этому времени немецких танков с толстой броней стали применяться подкалиберные и кумулятивные снаряды. В ходе войны были сделаны попытки использовать для борьбы с танками неуправляемые реактивные снаряды калибра 82 мм и создать ручные противотанковые гранатометы. Стремясь противостоять напору немецкого танкового "блицкрига" советские войска пытались опереться на оборонительные рубежи, создаваемые инженерными и строительными войсками, с широким привлечением гражданского населения при обороне Москвы, Ленинграда, Севастополя и ряда других городов. В битве на Курской дуге было осуществлено удачное использование системы оборонительных укреплений большой глубины, благодаря чему в обороне удалось подорвать наступательную мощь противника, измотать и обескровить его ударные группировки, чтобы потом перейти в контрнаступление. Наступательный потенциал немецких танковых войск был окончательно исчерпан. Теперь уже советские танковые войска, ведя наступательные действия, использовали танки и САУ для истребления остатков немецкой бронированной мощи. |
||||
![]() |
||||
![]() Молодые пулеметчики гвардейской части учатся стрелять из пулемета "Максим". |
![]() Резолюция председателя ГКО И.В.Сталина об увеличении производства пулеметов "Максим" на 2000 единиц на письме Л.П.Берии о проекте постановления ГКО о плане производства артиллерийского, минометного и стрелкового вооружения и военных приборов на октябрь 1941 г. |
|||
![]() Автоматические карабины С.Г.Симонова образца 1941 г. |
![]() Основные данные автоматической винтовки С.Г.Симонова. 1941 г. |
![]() Автоматический пистолет А.И.Судаева. Чертежи. |
||
![]() Пистолет-пулемет со свободным затвором Б.Г.Шпитального. 1940 г. Авторское свидетельство 3934 н/о НКВ. Заявочные материалы. |
![]() Приказ НКО СССР №0406 от 12 октября 1941 г. "О введении в штат стрелковых полков рот автоматчиков". |
![]() О плане производства по заводам пистолетов-пулеметов Шпагина на февраль 1942 г. Из Постановления Государственного комитета обороны №ГКО-1223сс. |
![]() Автоматчик В. Лысов. |
|
![]() Схема работы пистолета-пулемета М.Т.Калашникова 1943 г. Схема ударно-спускового механизма куркового типа. 1945 г. |
![]() 7,62 мм пулемет В.А.Дегтярев образца 1943 г. |
![]() Ручной пулемет В.А.Дегтярева с ленточным питанием под патрон образца 1943 г. |
||
![]() Треножный универсальный станок под 7,62 мм пулемет А.М.Сидоренко - В.А.Малиновского. |
![]() Пулемет с барабанным камерным питанием А.И.Коновалова. |
![]() 7,62 мм ручной пулемет М.Т.Калашникова. |
||
![]() Оборонительные осколочные гранаты Ф-1 "Лимонка" - продукция Коломенского машиностроительного завода им. В.В.Куйбышева периода эвакуации. |
![]() Письмо с благодарностью за образцы новой техники командира 110-й стрелковой дивизии Н.Беззубова, военного комиссара дивизии В.Соколова директору завода 627 А.Г.Иосифьяну. 1942 г. |
|||
![]() Общая характеристика и общий вид 37-мм ротного противотанкового ружья с выкатом "ПТР". 1937 г. |
![]() Приказ НКО СССР №0052 от 16 марта 1942 г. "О мерах по усилению пехотного ядра и средств противотанковой борьбы в стрелковых дивизиях". |
![]() Расчет противотанкового ружья командира Градиль на огневом рубеже. |
||
![]() Основные тактико-технические данные и фотография 45 мм противотанковой пушки образца 1934 г. |
![]() Снайперский истребительно-противотанковый расчет гвардии сержанта Жайворонка ведет огонь по наблюдательному пункту противника. |
![]() Постановление ГКО от 23 июля 1941 г. №ГКО-252/сс "О противотанковых пушках". |
![]() Противотанковая батарея Н-ской части ведет огонь с открытой позиции по немецким танкам в районе «В». |
|
![]() Постановление ГКО №1537сс от 4 апреля 1942 г. "О бронепрожигающих снарядах". |
![]() Орудийный ствол для стрельбы снарядами типа "Ультра" С.Д.Богословского. |
|||
![]() Противотанковое орудие ведет огонь по противнику. |
![]() Автоматический наводчик противотанковой пушки (АНПП) и универсальный приемник системы синхронной передачи угла Д.М.Мойжеса, Д.И.Марьяновского, Б.М.Кагана. |
![]() Постановление ГКО №3187 от 15 апреля 1943 г. "О мероприятиях по усилению противотанковой обороны". |
![]() Расчет противотанкового орудия меняет огневую позицию. |
|
![]() Переносной двухствольный противотанковый реактивный миномет. |
![]() Ружье, стреляющее реактивными снарядами РС-82, конструкции М.Л.Миля - С.А.Пасхина. |
![]() Общий вид ружья ПР-43 конструкции Н.И.Камова - Г.И.Коротких. |
||
![]() Постановление ГКО №ГКО-844сс от 27 октября 1941 г. "О включении землянок в строительство полевых укрепленных рубежей". |
![]() Приказ Ставки Верховного Главнокомандования №0450 от 28 ноября 1941 г. "О недооценке инженерной службы и неправильном использовании инженерных войск и средств". |
|||
![]() Противотанковая надолба Г.А.Лапушкина. |
![]() Противотанковые "ежи" - продукция Коломенского машиностроительного завода им. В.В.Куйбышева периода эвакуации. |
![]() Строительство оборонительных укреплений на подступах к г.Москве. |
||
![]() Приказ НКО СССР №0792 от 3 октября 1942 г. об учете инженерными войсками опыта Отечественной войны. |
![]() Минное поле. |
![]() Минирование шоссейной дороги партизанами. |
![]() Постановление ГКО №3353сс от 12 мая 1943 г. "О мерах по созданию новых приборов для управления взрывами на расстоянии и разминирования местности". |
|
![]() |
||||
Артиллерия на «весах» Победы |
||||
Еще с 20-х годов прошлого века советская артиллерия стала развиваться системно, подразделяясь на войсковую, корпусную и Резерва Главного Командования (РГК). В предвоенные годы усилиями конструкторских бюро В.Г. Грабина, И.И. Иванова, Ф.Ф. Петрова, Б.И. Шавырина были созданы образцы пушек и гаубиц различных калибров от 45 мм до 305 мм и минометов от 50 мм до 120 мм. Удалось внедрить в серийное производство 13 новых артиллерийских систем и минометов, и более 50-ти артиллерийских выстрелов новых конструкций, поэтому артиллерийско-минометное вооружение, с которым Красная Армия вступила в войну, в основном выдержало испытания боевыми действиями. Материальная часть советской артиллерии не только не уступала, но по ряду показателей превосходила соответствующие образцы немецкой артиллерии. Однако возможности нашей артиллерии и ее боевые качества снижались из-за отсутствия достаточного количество механической тяги, средств связи и артиллерийской разведки. К началу Великой Отечественной войны в подавляющем большинстве войсковая артиллерия передвигалась конной тягой или тихоходными сельскохозяйственными тракторами, а часть вообще не располагала средствами тяги. Это обусловило в начальный период войны большие потери в артиллерии, уменьшение штатной и фактической численности орудий и минометов в дивизиях и полках. В ходе боевых действий основная задача дивизионной артиллерии – непосредственная поддержка пехоты на поле боя дополнилась задачей противостояния танкам противника. В.Г. Грабин в 1941-1942 гг. создал универсальную дивизионную пушку ЗИС-3, отвечающую этим требованиям и оцененную военными экспертами как лучшее орудие второй мировой войны. Благодаря высокой технологичности и широкой унификации деталей, ЗИС-3 вошла в историю как первая в мире пушка, поставленная на поточное производство и конвейерную сборку. По мере наращивания производства артиллерийских орудий появилась возможность пополнять ими не только войска первой линии, но и создавать мощный артиллерийский резерв для массированного использования его на решающих участках фронта, в том числе, для обеспечения прорыва наступающих войск. Доля артиллерии РГВК стала расти и к концу войны составила 50% от всех артиллерии. С 1943 г. формировались крупные артиллерийские корпуса прорыва, в состав которых входило свыше тысячи орудий, минометов, пусковых установок реактивных снарядов. Это позволило в наступательных операциях Красной Армии 1943-1945 гг. непрерывно наращивать плотность артогня. В Берлинской операции она достигла 350-610 орудий на один км фронта. На заключительном этапе войны особую роль сыграла крупнокалиберная артиллерия большой и особой мощности, которая использовалась для разрушения долговременных оборонительных сооружений, например, при штурме Кенигсберга. На полях боев Великой Отечественной войны было проверено принципиально новое оружие – полевая реактивная артиллерия (артсистемы залпового огня – РСЗО). Работы по созданию реактивных снарядов и пусковых установок для них начались еще в 1930-е годы при участии В.А. Артемьева, Ю.А. Победоносцева, Г.Э. Лангемака, Л.Э. Шварца, И.И. Гвая, В.Н. Галковского, А.П. Павленко и др. Однако серийное производство боеприпасов и боевых установок началось лишь за день до начала войны. В течение 1941 г. были сформированы отдельные батареи, дивизионы и полки, объединенные в самостоятельный род войск – Гвардейские минометные части (ГМЧ). До марта 1943 г. они находились под непосредственным командованием Ставки и ГКО. Для оперативного руководства на фронтовом уровне были организованы оперативные группы. В дальнейшем одним из главных направлений в развитии ГМЧ стало создание крупных формирований – бригад, дивизий. В ходе войны претерпела существенное изменение и качественная характеристика РС и РСЗО. Были созданы новые снаряды улучшенной кучности, дальнего действия и повышенной мощности, а также спиральные направляющие, придающие вращение снарядам при их запуске. Боевые установки стали монтироваться на базе американского автомобиля "Студебеккер", обладавшего повышенной проходимостью. Конструкция боевых машин была унифицирована и стандартизирована, что позволило наладить их массовое производство на различных заводах. Всего за войну было произведено более 10 тысяч многозарядных самоходных установок и свыше 14,5 млн снарядов. Выдающийся вклад в разработку реактивной артиллерии в годы войны внесли коллективы НИИ-3 (бывшее РНИИ) и СКБ завода "Компрессор" под руководством В.П. Бармина (78 типов ПУ, из которых 36 приняты на вооружение). |
||||
![]() Орудийный расчет младшего сержанта А.Гусейнова ведет огонь по врагу из 76 мм дивизионной пушки. |
![]() 107 мм пушка образца 1910/1930 гг. |
![]() Тактико-технические данные и фотография 122 мм гаубицы образца 1910/1930 гг. |
||
![]() 152 мм пушка Б-10. |
![]() 152-мм корпусная пушка. БЛ-7. |
![]() 152-мм гаубица-пушка на огневой позиции. |
||
![]() 203 мм гаубица Б-4. |
![]() Артиллерийский расчет гаубицы Б-4 ведет огонь по Берлину. |
![]() 305 мм гаубица БР-18 образца 1940 г. |
||
![]() Постановление ГКО №3164сс от 12 апреля 1943 г. "О сформировании четырех артиллерийских корпусов прорыва, восьми отдельных тяжелых пушечных артиллерийских бригад". |
![]() Маршал Н.Н.Воронов принимает перед отправкой на фронт в Минских лагерях 6-й гвардейский корпус прорыва Верховного Главнокомандования, организованный В.А.Гурко. |
![]() Партийная характеристика, выданная помощнику начальника штаба полка, лейтенанту Н.В.Горелышеву парторганизацией 216 артиллерийского полка. |
||
![]() А.С. Шапиро (слева) среди командиров минометных рот с командиром батальона (в центре) на учениях в трех километрах от передовой под г.Красный луч. |
![]() Минометная мина В.Л.Сидоренко - Л.Н.Михайлова. |
|||
![]() |
||||
![]() Реактивный снаряд фугасного действия. Чертеж. Фотокопия. |
![]() Установка БМ-13 и ее модификации. |
![]() И.А.Флеров [1941 г.] |
||
![]() Вручение правительственных наград в Кремле за участие в разработке и внедрение "Катюш": Ю.А.Победоносцев, Л.С.Душкин, Г.А.Костиков и др. В центре М.И.Калинин. |
![]() Из воспоминаний В.П.Бармина. |
|||
![]() 36-зарядная боевая установка БМ-8. |
![]() 24-зарядная боевая установка БМ-8 на танке Т-40. |
![]() Многозарядная ракетная установка на санях. Транспортируется как прицеп танком Т-34. |
![]() Пусковая установка М13 на ж.д. бронеплощадке. |
|
![]() Постановление ГКО №377сс от 31 июля 1941 г. "О производстве в августе месяце установок М-13". |
![]() Письмо Наркома общего машиностроения СССР П.Паршина от 4 августа 1941 г. Председателю ГКО И.В.Сталину и Постановление ГКО392 от 4 августа 1941 г. о сформировании одного гвардейского минометного полка М-13. |
![]() Постановление ГКО №ГКО-648сс от 8 сентября 1941 г. "Об организации северо-западной оперативной группы минометных частей М-8 и М-13". |
||
![]() Постановление ГКО №ГКО-838сс от 26 октября 1941 г. "О плане производства снарядов М-8 и М-13 на ноябрь 1941 г". |
![]() "Родословная "Катюши". |
![]() Документы (удостоверения, распоряжения, справка, характеристики) М.Н.Лившица о работе на заводе боеприпасов, производящем реактивные снаряды для "Катюш". |
||
![]() А.И.Соколов. Личные документы военной поры. 1942-1945 гг. |
![]() Из воспоминаний А.И.Соколова о назначении на Первоуральский новотрубный завод и Новотагильский металлургический завод и документы военной поры. |
|||
![]() Постановление ГКО №889сс от 11 ноября 1941 г. "О минометных частях". |
![]() Боевая установка БМ-13Н (нормализованная) и ее модификации. |
![]() Приказ Ставки Верховного Главнокомандования №0010 от 14 января 1942 г. "О формировании 20 Гвардейских минометных полков М-13". |
||
![]() Удостоверение личности гвардии полковника А.И.Нестеренко. 1942 г. |
![]() Боевая установка БМ-8 и ее модификации. |
|||
![]() Боевая установка БМ-13-CH. |
![]() Письмо начальника ЦАГИ С.Н.Шишкина в Комитет по Сталинским премиям в области науки и изобретательства при СНК СССР о выдвижении на премию работы "Реактивные снаряды повышенной кучности". |
![]() Снаряд К-23А, рекомендованного для принятия на вооружение Красной Армии. Фото из отчета ЦАГИ "О работе по улучшению кучности реактивных снарядов М-13". |
||
![]() Пусковые станки для стрельбы снарядами М-30 из укупорки. |
![]() Снаряд К-20. Фото из отчета ЦАГИ "О работе по улучшению кучности снарядов М-31". |
![]() Боевая установка БМ-31-12. |
![]() "Особенности Катюш". |
|
![]() Станок для стрельбы снарядами М-31 прямой наводкой. |
![]() Орудийный расчет реактивной артиллерии подготавливает боевые машины БМ-13 ("Катюши") к бою. |
|||
![]() |
||||
Броня, огонь и натиск – танки и САУ |
||||
Довоенная танковая мощь Красной Армии создавалась для "другой" войны, поэтому она не смогла реализоваться в оборонительных боях 1941 г. Советские бронетанковые войска состояли преимущественно из легких танков со слабой броней и маломощными орудиями. По своему назначению они были разделены на два класса: танки непосредственной поддержки пехоты (Т-26) и быстроходные танки (БТ) для рейдовых действий в тылу противника. Однако уже к началу войны были созданы танки новых типов. Конструкторам Ж.Я. Котину, Н.Л. Духову, М.И. Кошкину, А.А. Морозову, Н.А. Кучеренко удалось блестяще решить проблему оптимального сочетания мощной противоснарядной установленной с большим углом наклона брони, эффективного вооружения и большой маневренности в танках Т-34 и КВ. Был совершен переход на менее пожароопасный дизельный двигатель. Из-за больших потерь в танках в начале войны были расформированы крупные механизированные корпуса и танковые дивизии. В битве под Москвой танки использовались в составе отдельных бригад и батальонов, действуя преимущественно из засад небольшими группами. В связи с коренным переломом в войне и началом проведения крупных наступательных операций, а также благодаря налаживанию массового производства бронетанковой техники на заводах Урала, с весны 1942 г. стали создаваться танковые корпуса, а с сентября были восстановлены механизированные корпуса. В середине 1942 г. началось формирование танковых армий. Всего в ходе войны было создано 10 танковых армий. В бронетанковых и механизированных войсках на втором этапе войны непрерывно повышался процент средних и тяжелых танков, они вытесняли легкие танки, созданные в ходе первого этапа войны в качестве альтернативы средним танкам, массовое производство которых в тот период еще не было налажено. Выдающимся конструктором легких танков был Н.А. Астров, создавший целую серию простых и дешевых танков: Т-40, Т-60, Т-70, Т-80. Они производились не только на специализированных танковых, но и на автомобильных заводах, а также заводах других машиностроительных отраслей. Это позволило в кратчайший срок удовлетворить потребности фронта. Однако появление у немцев танков с более мощными орудиями и броней, противотанковых орудий с большей бронепробиваемостью, исчерпало тактические возможности наших легких танков, ставших чрезмерно уязвимыми. Создаваемые в ходе войны средние и тяжелые танки получали все большее бронирование и орудия более крупных калибров. В 1944 г. танк Т-34 был оснащен длинноствольной 85 мм пушкой, а опытный образец 1945 г. – 100 мм пушкой. Танк Т-34 – стал самым массовым танком Второй Мировой войны (было произведено 57 тысяч единиц) и используется до настоящего времени. На его основе в 1944 г. начали разрабатываться послевоенные типы танков Т-44 и Т-54. Семейство танков ИС конструкторов М.Ф. Шашмурина и М.П. Балжи эволюционировало в части оснащения артсистемами от калибра 85 мм до калибра 122 мм. В производстве танков применялись прогрессивные технологии литья, штамповки и автоматической сварки. Массовое применение танков в Великой Отечественной войне вызвало острую потребность в мощных и высокоподвижных средствах артиллерийской поддержки их в наступлении. Эту задачу решали самоходные артиллерийские установки (САУ). Они создавались на шасси тех же танков, но, как правило, имели калибр орудия на ступень выше. Так, танк Т-34 с 76 мм пушкой взаимодействовал с САУ на его базе с установленными 85 мм орудием и 120 мм гаубицей. После того, как в 1944 г. Т-34 вооружили 85-мм орудием, была создана самоходная установка со 100-мм пушкой. САУ создавались в рекордно короткие сроки путем установки уже имевшихся и освоенных в производстве артиллерийских систем (пушки Д-5С для СУ-85, Д-10С для СУ-100, гаубицы М-30 для СУ-122, МЛ-20 для ИСУ-152 и т.п.). Боевая эффективность самоходной артиллерии определялась ее высокой подвижностью, маневренностью, хорошей проходимостью, способностью не отставать от танковых боевых порядков при любых темпах наступления. В зависимости от веса самоходные установки подразделялись на легкие (на шасси легких танков), средние (преимущественно на шасси Т-34) и тяжелые (на шасси танков КВ и ИС). Последние с орудиями большого калибра создали качественное преимущество в борьбе с новейшими танками противника "Тигр", "Королевский тигр" и "Пантера", за что СУ-152 и ИСУ-152 получили солдатское прозвище "зверобои". Они также хорошо зарекомедовали себя при штурме мощных фортификационных сооружений Кенигсберга и во время уличных боев в Берлине. К концу войны танковые, механизированные соединения и объединения являлись главной ударной силой наступательных действий советских войск. Танки и САУ применялись в таких количествах и на таком широком фронте, что немцы называли эту форму наступления "русский танковый паровой каток". Всего за годы войны танковая промышленность произвела 102,8 тысяч танков и САУ. |
||||
![]() |
||||
![]() Легкий плавающий танк Т-38. |
![]() Танк Т-40. Приказ №5 от 13 апреля 1941 г. по заводу №37 по вопросу модернизации танков Т-40. |
|||
![]() Легкий гусенично-колесный танк БТ-5 образца 1934 г. |
![]() Модернизированный легкий гусенично-колесный танк БТ-7. |
![]() Легкий гусеничный танк Т-26 образца 1934 г. с цилиндрической башней. |
![]() Из "Отчета полигонных испытаний танка Т-50, изготовленного заводом №174". |
|
![]() Средний гусеничный танк Т-34 образца 1940 г. |
![]() Танки КВ-1 и КВ-2. 1940 г. |
|||
![]() Из приказа Наркомата Обороны СССР №0045 от 1 июля 1941 г. о мерах по улучшению руководства механизированными войсками в боевой обстановке. |
![]() Указ Президиума Верховного Совета СССР "Об образовании Народного Комиссариата танковой промышленности СССР". |
![]() Из постановления ГКО №ГКО-899сс от 14 ноября 1941 г. "Об увеличении выпуска танков до 140 машин в сутки". |
||
![]() Легкий танк Т-60. Внешний вид и основные тактико-технические данные. |
![]() Распоряжения СНК СССР, относящиеся к деятельности завода №37 за 1941 г., приказы и распоряжение руководства завода №37 по основной деятельности за 1941 г., относящиеся к выпуску танка Т-60. 1941 г. |
![]() Портрет Н.А.Астрова; статья Н.И.Тюрина, опубликованная в журнале "Техника и вооружение" (№4, 1986 г.) о Н.А.Астрове. |
![]() Легкие танки Т-70 и Т-80. Чертежи танка Т-80. 1943 г. |
|
![]() Приказ Ставки Верховного Главнокомандования №057 от 22 января 1942 г. "О боевом использовании танковых частей и соединений". |
![]() Приказ НКО СССР №00106 от 29 мая 1942 г. "О составе и организации танковых частей в танковых корпусах и танковых армиях". |
![]() Постановление ГКО №2791сс от 28 января 1943 г. "О сформировании десяти танковых армий". |
||
![]() Постановление ГКО от 28 июня 1942 г. "Об организации производства танков Т-34 на Уралмашзаводе и заводе №37 Наркомтанкопрома". |
![]() Т-34 и его модификации. |
|||
![]() Танк Т-34 (модификация 1944 г.) |
![]() Танк Т-44. |
![]() Линейка танков Т-34, Т-34-85, Т-34-100. |
||
![]() Тяжелые танки КВ (названы в честь Клима Ворошилова). |
![]() Тяжелый танк ИС. |
|||
![]() Приказ Наркомата Обороны СССР и Наркомата танковой промышленности №0649 от 19 августа 1942 г. "Об испытании образцов 37 мм зенитной и 76-мм штурмовой самоходных установок". |
![]() Постановление ГКО №2559сс от 2 декабря 1942 г. "Об организации производства самоходных артиллерийских установок на Уралмашзаводе и заводе №38". |
![]() Из дела "Приказы и распоряжения руководства завода №37 по основной деятельности за 1943 год". |
||
![]() Самоходная установка СУ-15. |
![]() Самоходная установка СУ-76и. |
![]() Самоходная установка СУ-74б (Су-57б) на базе танка Т-70. |
![]() Самоходные установки СУ-85 и СУ-122 на базе танка Т-34. |
|
![]() Самоходная установка СУ-152 на базе танка КВ-1с. |
![]() Самоходная установка ИСУ-152. |
![]() 152-мм самоходная пушка на шасси ИС. |
||
![]() |
||||
Дороги – артерии войны |
||||
Великая Отечественная война кардинально изменила условия и характер работы транспорта. Пришлось одновременно решать трудные задачи: воинские и санитарные перевозки, эвакуация воинского имущества, промышленных предприятий и людей из зоны боевых действий, транспортировка грузов для обеспечения нужд военной экономики. Для СССР с его обширными пространствами особенно важную роль играл железнодорожный транспорт, сеть которого в ходе войны непрерывно сокращалась и к концу 1941 г. составила всего 65 тыс. км. В ходе летне-осенней компании 1942 г. протяженность сети железных дорог сократилась еще на 5,5 тысяч км. Из 54 дорог немцы оккупировали 20. Работа железнодорожников в прифронтовой зоне проходила под постоянными авиационными налетами. За годы войны на железнодорожные объекты было совершено 20 тыс. налетов, сброшено свыше 243 тыс. фугасных и осколочных бомб, более 120 тыс. зажигательных бомб. Огнем противника было повреждено большое количество паровозов и подвижного состава. Прилагались огромные усилия к восстановлению разрушенных путей, мостов и железнодорожных станций, для обеспечения функционирования системы тылового снабжения действующей армии. Для этой же цели велись и новые строительные работы. Так, для снабжения Ленинградского фронта и блокированного Ленинграда была создана на северо-востоке европейской части страны целая сеть железных дорог. Строились дороги, связывающие центр страны с новой военно-промышленной базой на Урале, в Поволжье, Сибири, Средней Азии и на Дальнем Востоке. Для централизации строительных и восстановительных работ в 1942 г. было создано Главное управление военно-восстановительных работ с подчинением ему железнодорожных войск и спецформирований НКПС. Для обеспечения бесперебойной работы транспорта в кратчайшие сроки был принят ряд постановлений ГКО, направленных на улучшение организации перевозок, погрузочно-разгрузочных работ, введение особого графика движения поездов для максимального использования пропускной способности дорог и увеличения оборота вагонов. Вводились военизированные формы управления железнодорожными перевозками, режим маскировки и секретности. Транспорт перешел под совместное руководство НКПС и Управления военных сообщений. 14 февраля 1942 г. при ГКО был создан Транспортный комитет во главе с И.В. Сталиным и его заместителем А.А. Андреевым. Железнодорожники участвовали в создании и производстве боевой техники и боеприпасов. На защиту Москвы и ряда других городов ими были отправлены более 500 бронепоездов, созданных в депо и на паровозных заводах. С началом наступательных операций Красной Армии перед железнодорожниками была поставлена задача проведения широких восстановительных работ в районах, освобожденных от оккупации. Они также успешно решили проблему создания полевых транспортных сетей путем перешивки дорог Восточной Европы и Германии на другую колею. На заключительном этапе они обеспечили беспрецедентную по масштабности переброску войск на Дальний Восток для войны с Японией (свыше 85 тыс. вагонов с войсками и 51 тыс. – с грузами). Всего железные дороги доставили фронту более 19 млн. вагонов и почти 67 млн. вагонов грузов – народному хозяйству. Если стратегические транспортные задачи решал железнодорожный транспорт, то на оперативном и тактическом уровне главную роль играл автомобильный транспорт. Развертывание работы автотранспорта в начале войны затруднялось как неблагоприятным ходом боевых действий и потерей значительного количества машин и автохозяйств, так и необходимостью передать часть машин Красной Армии для пополнения ее автопарка. Тем не менее, за годы войны автотранспортом было перевезено более 625 млн тонн грузов. Мобилизация автотранспорта из народного хозяйства позволила к концу августа 1942 г. восполнить потери и иметь военный автопарк численностью более 270 тысяч автомобилей, как и в начале войны. Несмотря на значительное сокращение автопроизводства, к концу войны за счет поступления 150 тысяч новых автомобилей из 205 тысяч, произведенных промышленностью, а также трофейных и импортных в Красной армии насчитывалось уже 664,5 тысяч автомашин. За годы войны автомобильные части совершили общий грузооборот в 3,5 млрд тонно-км, обеспечив бесперебойную доставку войскам боеприпасов и различного войскового имущества. Были осуществлены масштабные оперативные перевозки и маневры личным составом войск и военной техники. В 1943 г. ГКО возложил на службу тыла Красной Армии задачу оборудования шоссейно-грунтовых дорог в зоне военных действий. Строительство, восстановление и содержание автогужевых дорог было возложено на Главное дорожное управление Красной Армии. в обслуживании, которого находилось около 360 тысяч км дорог. В качестве войскового автотранспорта и для создания боевых (автомобильных установок с различным вооружением, бронемашин) и специальных машин военного назначения, как правило, использовались те же автомобили, что и в народном хозяйстве. Неприхотливые в эксплуатации, они не были приспособлены к тяжелейшим военным условиям. Трехосных и полноприводных автомобилей было немного, еще меньше специальных полугусеничных и гусеничных тягачей и вездеходов. Из-за дефицита металла и других материалов в автомобилях военной поры упрощенной конструкции (ГАЗ ММ, ЗИС -5В) использовались деревянные и брезентовые части. Для экономии бензина использовались газогенераторные установки, работающие на чурках, древесном угле и коксе. В разработке военных конструкций самое деятельное участие приняли коллективы автомобильных институтов – НАТИ, НИИ АТ, НИИ ГТ и заводов ГАЗ, ЗИС, ЯГАЗ. Основными направлениями работ было: увеличение срока эксплуатации автомобилей, дальности и времени межремонтного пробега, использование заменителей дефицитных материалов и топлива, приспособление гражданских типов автомобилей для военных нужд и создание специальных военных автомобилей. Усилиями конструкторов В.А. Грачева и А.А. Липгарда были созданы военные автомобили – типа ГАЗ-64, ГАЗ-67, бронеавтомобили на их основе и боевые аэросани. |
||||
![]() |
||||
![]() Трактор - артиллерийский тягач "Пионер". Внешний вид. Материалы по испытаниям. |
![]() Структура Народного комиссариата автомобильного транспорта РСФСР. Схема. |
![]() Артиллерийские тягачи АТ-К и АТ-45 Коломенского машиностроительного завода им. В.В.Куйбышева. 1946 г. |
||
![]() Легковой автомобиль М-1 (лимузин 1936 г. выпуска, производство Горьковского автозавода). |
![]() Легкий двухосный грузовой автомобиль ГАЗ-АА ("Полуторка") образца 1932 г. Горьковского автозавода и специальные автомобили военного назначения ГАЗ-ММ на его базе. |
![]() Автобензозаправщик БЗ-38 ААА на шасси автомобиля ГАЗААА, походная мастерская А и санитарный автобус М-55 образца 1939 г. (все - на шасси автомобиля ГАЗ ААА Горьковского завода). Внешний вид. Основные тактико-технические данные. |
![]() ГАЗ-98. Аэросани конструкции А.А.Липгарда. 1942 г. |
|
![]() Автобензозаправщик БЗ-ЗИС5 с фильтром АК на шасси автомобиля ЗИС 5. |
![]() Трехосный грузовой автомобиль ЗИС-6 образца 1932 г. и автомобили на его шасси: водомасло-заправщик ВМЗ-35 и походная мастерская Б (ПМ-5-6). |
![]() Санитарный автобус военного времени ЗИС-16 на шасси городского автобуса ЗИС-16. Внешний вид. Основные тактико-технические данные. |
||
![]() Двухосный грузовой автомобиль ЯГ-5 образца 1932 г. Внешний вид. Основные тактико-технические данные. |
![]() Пушечный средний бронеавтомобиль БА-10 образца 1938 г. на шасси автомобиля ГАЗ ААА. |
![]() Бронеавтомобиль на площади Павших борцов в г.Сталинграде. |
![]() Тяжелый бронеавтомобиль БА-11 на шасси автомобиля ЗИС-6. |
|
![]() Бронеавтомобиль ГАЗ-64-125 (БА-64) на базе армейского легкового автомобиля. |
![]() Автомобиль ГАЗ-УГI. |
![]() Газогенераторные автомобили ЗИС-21 и ГАЗ-42. Чертежи (общий вид, перевод на угольное топливо). |
||
![]() Листовка политотдела 49-й Армии "Водитель, ты везешь груз победы!". |
![]() "Маскировка автомобильных дорог и мостов". ДорНИИ. |
|||
![]() Отправка эшелона с готовой продукцией завода. Коломенский машиностроительный завод им. В.В.Куйбышева. |
![]() Бронепоезд "За Сталина". Коломенский машиностроительный завод им. В.В.Куйбышева. |
|||
![]() Постановление ГКО №3432 от 26 мая 1943 г. "О восстановлении железных дорог". |
![]() Типы действовавших в период Отечественной войны перегрузочных пунктов и перевалочных баз и анализ их работы. |
![]() Постановление ГКО №1095 от 3 января 1942 г. "О восстановлении железных дорог". |
||
![]() Постановление ГКО №1610 от 17 апреля 1942 г. "Об оживлении движения и создания устойчивости в работе железных дорог". |
![]() Бригада старшего машиниста депо "Москва-Сортировочная" Московско-Рязанской ж.д. Героя Социалистического Труда И.Ф.Панина, его помощника Г. Киботова и кочегара П.Дмитриевой совершила на своем паровозе пробег в 430 тыс. км без капитального ремонта. |
|||
![]() |
Использование цифровых копий документов, представленных в проекте "Закаленные Великой Отечественной…", в т.ч. распространение в Интернет (включая размещение на сайтах), в ином электронном или печатном виде, допускается только с письменного разрешения соответствующего архива.
Цифровые копии фотодокументов защищены электронными "водяными знаками" по технологии Digimarc.
© Федеральное архивное агентство 2010 |