Первый пилотируемый космический полет был осуществлен на корабле "Восток" (производственный индекс 3КА №3), выведенном на орбиту ракетой-носителем 8К72К со стартового комплекса площадки №1 НИИП-5 МО СССР 12 апреля 1961 г. в 9 ч 6 мин 59 с по московскому времени. Осуществил полет пилот-космонавт Юрий Алексеевич Гагарин (позывной - "Кедр"), запасным пилотом (дублером) был Герман Степанович Титов. Посадка на Землю первого космонавта состоялась в тот же день в 10 ч 55 мин по московскому времени в районе д. Смеловка Саратовской области. Был дан положительный ответ на вопрос о том, может ли человек жить и работать в космосе.
Полет продолжался всего 108 минут, однако ему предшествовал длительный период подготовки космонавтов, создания ракеты-носителя, космического корабля и служб наземных технических комплексов, обеспечивавших старт и контроль за космическим полетом корабля, функционированием его систем, поиск и эвакуацию космонавта после приземления.
В соответствии с Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР №22-10 от 5 января 1959 г. для решения задач отбора и подготовки кандидатов в космонавты Научно-исследовательский испытательный институт авиационной медицины был преобразован в Государственный научно-исследовательский испытательный институт авиационной и космической медицины. В его структуре было предусмотрено специальное направление, начальником которого стал д.м.н., полковник м/с В.И. Яздовский. Одному из отделов института была поручена работа по отбору и подготовке первых кандидатов в космонавты. Сотрудники этого отдела, а также врачи НИАГ ВВС и Центральной врачебно-летной комиссии приступили к разработке требований к состоянию физической подготовки и здоровья кандидатов в космонавты, системы их отбора и подготовки. Первая инструкция по отбору космонавтов была разработана в июле 1959 г. Отбору подлежали физически здоровые летчики в возрасте не старше 35 лет, ростом в пределах 165-175 см и весом не более 75 кг. Они должны иметь хорошую общеобразовательную подготовку, достаточно высокие технические знания и быть всесторонне физически развитыми. В этой же инструкции, кроме требований к общефизической подготовке, состоянию здоровья и профессиональным качествам кандидатов, предъявлялись требования к их морально-волевым качествам и добровольности принимаемого ими решения.
В соответствии с приказом Главнокомандующего ВВС №00187 от 13.8.59 г. и на основании директивы Генерального Штаба, комиссия по отбору кандидатов во главе с заместителем Главкома ВВС генерал-полковником Ф.А. Агальцовым приступила к работе по предварительному отбору кандидатов в частях ВВС. Бригады по два человека разъехались по летным частям истребительной авиации.
Отбор проводился в истребительных дивизиях 26-й, 30-й, 57-й, 48-й, 69-й, 76-й воздушных армий, а также в Краснознаменной Военно-воздушной академии[2], Военно-воздушной инженерной академии им. профессора Н.Е. Жуковского и Государственном Краснознаменном НИИ ВВС. Одновременно силами врачебных комиссий, организованных в ВВС ПВО и ВМФ, такой же отбор проводился в истребительных авиационных полках ПВО и ВМФ. Всего были изучены дела 3461 летчика-истребителя, из них в частях ВВС - 1522 человек, ПВО - 984 человек, ВМФ - 950 человек. В результате изучения данных личных дел и характеристик командования было отобрано 347 летчиков, с которыми проведены личные беседы. При проведении личных бесед соблюдался принцип добровольности, при этом отказались от участия в подготовке к космическим полетам 53 человека. Были признаны негодными 74 человека.
Таким образом, в результате проведенной работы были признаны годными для прохождения следующего этапа отбора - обследования в НИАГ - 225 летчиков (ВВС - 140 человек, ПВО - 56 человек, ВМФ - 29 человек). На всех отобранных кандидатов в космонавты составлены подробные характеристики, отражающие, помимо анкетных данных, особенности личности летчика.
В НИАГ впервые в мировой практике было организовано клинико-физиологическое отделение космонавтов, начальником которого был назначен Е.А. Федоров. Там под руководством Н.Н. Гуровского осуществлялся второй этап отбора из 154 человек, поступивших в госпиталь. Специальное клинико-физиологическое обследование по вновь разработанным методикам условно разделялось на два этапа - отбор при клиническом обследовании и отбор при специальном клинико-физиологическом обследовании.
Положительное заключение Главной медицинской комиссии[3], в функции которой входило вынесение окончательного экспертно-медицинского заключения по результатам стационарного обследования кандидатов в космонавты, получили 29 человек.
Директивой Главкома ВВС от 11 января 1960 г. был образован Центр подготовки космонавтов ВВС. Начальником ЦПК в феврале 1960 г. был назначен полковник м/с Е.А. Карпов. Начальник ЦПК подчинялся заместителю Главкома ВВС по боевой подготовке через начальника службы авиационной медицины ВВС. Местом дислокации был выбран участок в Подмосковье в районе железнодорожной станции Чкаловская, где развернулось строительство учебно-тренировочной базы для подготовки космонавтов.
В феврале 1960 г. отбор кандидатов в состав слушателей-космонавтов был завершен. Приказом Главкома ВВС Главного маршала авиации К.А. Вершинина от 7 марта 1960 г. на должность слушателей-космонавтов в ЦПК ВВС были зачислены Аникеев Иван Николаевич, Быковский Валерий Федорович, Волынов Борис Валентинович, Гагарин Юрий Алексеевич, Горбатко Виктор Васильевич, Комаров Владимир Михайлович, Леонов Алексей Архипович, Нелюбов Григорий Григорьевич, Николаев Андриян Григорьевич, Попович Павел Романович, Титов Герман Степанович, Шонин Георгий Степанович. Затем в течение марта-апреля были зачислены еще семь летчиков: Беляев Павел Иванович, Бондаренко Валентин Витальевич, Варламов Валентин Степанович, Заикин Дмитрий Алексеевич, Рафиков Марс Закирович, Филатьев Валентин Игнатьевич, Хрунов Евгений Васильевич. Последним в отряд был зачислен Карташов Анатолий Яковлевич. Таким образом, 17 июня 1960 г. был полностью сформирован первый отряд в составе двадцати слушателей-космонавтов.
14 марта 1960 г. слушатели приступила к теоретическим занятиям. Сначала занятия проходили в Москве на Центральном аэродроме им. Фрунзе, а с лета 1960 г. - в ЦПК. Первую вводную лекцию для слушателей-космонавтов прочитал профессор В.И. Яздовский. Программа обучения сформировалась не сразу. Первоначально она ориентировалась главным образом на медико-биологические проблемы космического полета (так, читались "Основы космической и авиационной медицины. Обеспечение жизнедеятельности в космическом полете") и физическую подготовку слушателей. Затем программа подготовки пополнилась изучением ракетной и космической техники, конструкции космического корабля, специальных курсов астрономии, геофизики, киносъемки, выполнением комплекса специальных тренировок и испытаний, занятиями различными видами спорта. В апреле-мае и августе-сентябре 1960 г. проводилась парашютная подготовка слушателей-космонавтов. В результате тринадцать слушателей полностью выполнили программу подготовки и получили высокую оценку. Им было присвоено звание "инструктор парашютно-десантной службы ВВС". Затем из числа слушателей-космонавтов была создана специальная группа для ускоренной подготовки к первому космическому полету. В нее были отобраны шесть человек: П.Р. Попович, А.Г. Николаев, Ю.А. Гагарин, Г.С. Титов, В.С. Варламов и А.Я. Карташов. 16 июля по медицинским показаниям был отстранен А.Я. Карташов, 24 июля - В.С. Варламов. Вместо выбывших в группу были включены Г.Г. Нелюбов и В.Ф. Быковский. Эти шестеро получили приоритет при тренировках, остальные слушатели готовились по менее интенсивной программе. Для слушателей спецгруппы был разработан самостоятельный календарный план обучения, специальных испытаний и тренировок. В основу плана положена программа подготовки космонавтов, утвержденная Межведомственным научно-техническим советом по космическим исследованиям АН СССР и Главнокомандующим ВВС. Подготовка космонавтов складывалась из комплекса специальных медицинских исследований, испытаний и тренировок, разносторонней общефизической подготовки, изучения объекта "Восток-3А", а также специальных теоретических курсов. В октябре 1960 г. со слушателями-космонавтами провели первые тренировки в тренажере "Восток-3А" в ЛИИ, где на базе одной из лабораторий был создан специальный тренажер, с декабря тренировки стали регулярными.
Положение о космонавтах Союза ССР было утверждено Постановлением СМ СССР № 861-361 от 8 августа 1960 г. А приказом ЦПК ВВС № 001 от 4 января 1961 г. слушатели-космонавты спецгруппы - капитаны Быковский В.Ф., Николаев А.Г., Попович П.Р., ст. лейтенанты Гагарин Ю.А., Нелюбов Г.Г., Титов Г.С. - успешно выполнившие программу специальных медицинских исследований, испытаний, тренировок и показавшие хорошие знания специальных теоретических дисциплин, были допущены к экзамену "на готовность к выполнению обязанностей космонавта".
6 января 1961 г. Главком ВВС подписал приказ о назначении комиссии по приему экзаменов у первой шестерки слушателей. В нее вошли представители ВВС, ОКБ-1, ЛИИ, завода №918 и Академии наук СССР. Председателем комиссии был назначен генерал-лейтенант Н.П. Каманин, заместитель начальника боевой подготовки ВВС по космосу, руководитель подготовки космонавтов. 14 января 1961 г. завершилось медицинское обследование кандидатов. Решением Главной медицинской комиссии все шестеро были допущены к выполнению космического полета. 17 января 1961 г. в филиале ЛИИ первые слушатели-космонавты сдавали экзамены по конструкции, эксплуатации и навыкам управления космическим кораблем "Восток-3А". Первые экзамены на присвоение квалификации "космонавт ВВС" принимали: генерал-лейтенант Н.П. Каманин, военные медики генерал-майор А.Н. Бабийчук, генерал-лейтенант Ю.М. Волынкин (ГНИИИАиКМ), генерал-лейтенант В.Я. Клоков (НИАГ), полковники В.И. Яздовский (ГНИИИАиКМ) и Е.А. Карпов (ЦПК), а также академик Н.М. Сисакян (АН СССР), К.П. Феоктистов (ОКБ-1 ГКОТ), С.М. Алексеев (завод №918 ГКАТ), М.Л. Галлай (ЛИИ ГКАТ). В ходе слушатель-космонавт занимал место в кабине действующего макета КК "Восток-3А" и в течение 40-50 минут докладывал комиссии о назначении корабля, его оборудовании, о действиях космонавта на различных этапах полета от посадки в кабину корабля на старте и до приземления. Во время доклада и после доклада члены комиссии задавали вопросы. В результате двое получили оценку "4", остальные - "5". 18 января в ЦПК состоялся экзамен по теоретическому курсу космического полета. Все шестеро сдали экзамен на "отлично". 25 января 1961 г. Приказом Главкома BBC №21 все шестеро были назначены на должности космонавтов. С этого времени космонавты начали интенсивную подготовку к первому полету по одновитковой программе.
20 февраля 1961 г. космонавты приступили к занятиям на заводе № 918 по изучению скафандра, кресла, носимого аварийного запаса. 17-24 марта 1961 г. космонавты первый раз посетили НИИП-5 МО СССР, где провели тренировки в монтажно-испытательном корпусе на КК "Восток-3КА".
Если подготовка людей к космическому полету началась с 1959 г., то создание ракетно-космической техники для его осуществления развернулась на несколько лет раньше, воплощая в жизнь еще более давние идеи отечественных теоретиков космонавтики К.Э. Циолковского, Ф.А. Цандера и др.
Чтобы осуществить первый полет в космос, необходимо было создать и испытать мощную ракету-носитель, способную вывести на орбиту корабль нужного веса, создать космический корабль со сложной аппаратурой, способной поддерживать нормальные жизненные условия для человека во время полета, и аппаратурой для управления и ориентации корабля в пространстве; надо было решить проблему возвращения корабля, входящего в атмосферу с космической скоростью, и создать систему, обеспечивающую безопасную посадку; необходимо было разработать средства надежной связи в полете, наземную систему контроля за полетом корабля[4].
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР 569-264 от 22 мая 1959 г. "Об объекте "Восток"" было установлено, что головными организациями по созданию объекта "Восток" являются ОКБ-1, ОКБ-456, ОКБ-2 ГКОТ СМ СССР, НИИ-885 ГК СМ СССР по радиоэлектронике, НИИ-944 ГК СМ СССР по судостроению, НИИ-1 ГКАТ СМ СССР, ОКБ МЭИ Министерства высшего образования СССР, ГСКБ Спецмаш, НИИ-4 МО СССР и ряд других.
Трехступенчатая РН 8К72К - первый носитель пилотируемых КК. В период первых запусков эту ракету-носитель в прессе называли просто "мощной многоступенчатой ракетой-носителем". Слово "Восток" применительно к ней стало использоваться с 1967 г., когда она впервые была продемонстрирована на авиасалоне в Ле-Бурже, во Франции. Ее создали в ОКБ-1 в 1959-1960 гг. на базе двухступенчатой межконтинентальной баллистической ракеты (МБР) Р-7 (8К71) с добавлением 3-й ступени от РН 8К72, запускавшей к Луне первые автоматические станции. Оказалось, что эта лунная ракета после некоторых доработок может вывести на орбиту КК массой 4,5 т. Первые две ступени РН "Восток" повторяли конструктивно-компоновочную схему предыдущих вариантов Р-7. Эта схема остается неизменной для всего семейства "семерок" (РН типа Р-7) до сих пор. Кислородно-керосиновый ЖРД РД-0105 тягой 5,04 тс для третьей ступени (блок "Е") РН 8К-72 был разработан в 1959-1960 гг. в ОКБ-154 ГКАТ под руководством главного конструктора С.А. Косберга совместно с ОКБ-1.
Первый в мире пилотируемый космический корабль-спутник был разработан в ОКБ-1. Работы по проектированию пилотируемого корабля начались в проектном 9-м отделе под руководством М.К. Тихонравова еще до запуска Первого спутника, в начале 1957 г., а 15 февраля 1958 г. С.П. Королев поставил конкретную задачу - разработать одноместный космический корабль для полета человека в космос. Работа по созданию первого в мире КК для полета человека была официально утверждена постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 22 мая 1959 г. №569-264 по теме "Восток". В нем была поставлена задача разработки экспериментального варианта корабля-спутника, который должен был создать предпосылки для разработки спутника-разведчика, "а также спутника, предназначенного для полета человека". Корабль проектировался в расчете на запуск носителем на базе межконтинентальной ракеты Р-7 с дополнительной 3-й ступенью. Основные проблемы были связаны с возвращением космонавта на Землю. Еще в конце 1957 г. исследования показали, что оптимальная форма спускаемого аппарата - тупой конус (со скругленным носом и сферическим днищем) диаметром около 2 м. Однако до эскизного проекта эта идея не дошла. В апреле 1958 г. стало известно, что перегрузка 10g вполне переносима для пилота. Поэтому согласились на уже изученную конструкцию сферы со спуском по баллистической траектории.
В результате исследований и проработок проектный отдел № 9 ОКБ-1 выпустил отчет "Материалы предварительной проработки вопроса о создании спутника Земли с человеком на борту (объект ОД-2)", утвержденный Главным конструктором С.П. Королевым 15 сентября 1959 г. Главным проектантом стал К.П. Феоктистов, сам слетавший в космос в 1964 г. на первом многоместном КК "Восход". В отчете указывалось, что с помощью трехступенчатой ракеты на орбиту ИСЗ можно вывести корабль массой 4,5-5,5 т (в зависимости от 3-й ступени) с человеком и необходимым для его полета оборудованием. При баллистическом спуске сферического спускаемого аппарата перегрузки не превысят 8-9 g. Чтобы не усложнять конструкцию СА системой мягкой посадки, решили пойти на катапультирование пилота на высоте 8-10 км и посадку его на парашюте. СА должен приземляться отдельно на собственном парашюте. Оборудование для орбитального полета и ТДУ располагались над СА в отдельном отсеке. СА при движении по орбите был заключен внутри несущего корпуса головной части РН. В ОКБ-1 сразу же начали разработку конструкторской документации и выдали технические задания в смежные организации. В процессе проектирования компоновка корабля была существенно изменена, и приборный отсек с ТДУ располагались ниже спускаемого аппарата. Уже в 1959 г. в производство пошли чертежи на корпус корабля, к осени была в основном готова остальная рабочая документация.
Задача по осуществлению первых полетов человека в космос была определена постановлением №1386-618 от 10 декабря 1959 г. В программу входило создание не только пилотируемого корабля-спутника "Восток-3", получившего индекс 3К, но и аналогичного по компоновке, но отличного по оборудованию спутника "Восток-2" (объект 2К, позже "Зенит-2"), а также упрощенного корабля "Восток-1" (1К) для отработки систем. Фактическое руководство работами осуществляла Комиссия Президиума СМ СССР по военно-промышленным вопросам. На Совет Главных конструкторов во главе с С.П. Королевым возлагалось решение научно-технических вопросов полета человека в космос.
В создании корабля участвовали более ста организаций и предприятий различных ведомств.
Головными предприятиями являлись: ОКБ-1 ГКОТ - изготовление космического аппарата и доработка ракеты-носителя, ОКБ-456 ГКОТ - создание двигателей 1-й и 2-й ступеней РН, НИИ-885 ГКРЭ - создание систем управления РН, приборов системы управления корабля, ОКБ-154 ГКАТ - создание двигателя 3-й ступени РН, ОКБ-2 ГКОТ - создание тормозной двигательной установки, ГСКБ Спецмаш ГКОТ - создание комплекса наземного оборудования, ОКБ-567 ГКРЭ - создание радиотелеметрической аппаратуры, НИИ-944 ГКС - создание аппаратуры систем управления РН и корабля, НИИ-4 МО СССР, ОКБ МЭИ МВО РСФСР - разработка радиотехнического комплекса средств измерений, связи, службы единого времени, управления и наблюдения за космическим кораблем, Филиал ЛИИ ГКАТ - создание пульта пилота, НИЭИПДС ГКАТ - создание парашютных систем СА и катапультируемого кресла, завод № 918 ГКАТ - создание скафандра, катапультируемого кресла, НАЗа, ОКБ-124 ГКАТ - создание систем кондиционирования и терморегулирования, ГНИИИАиКМ МО СССР - практическая подготовка космонавтов к полету.
26 апреля 1960 г. С.П. Королев утвердил эскизный проект "Востока-1". Одновременно с разработкой эскизного проекта шло производство корабля. Упрощенный корабль уже существовал и был практически готов к испытаниям. Постановлением Правительства от 4 июня 1960 г. № 587-238 "О плане освоения космического пространства на 1960 и первую половину 1961 г." устанавливались сроки запусков кораблей: май 1960 г. - два корабля 1КП (простейших) без системы жизнеобеспечения (СЖО) и теплозащиты; до августа 1960 г. - три корабля 1К для отработки систем корабля и разведывательной аппаратуры; сентябрь- декабрь - два корабля 3К для отработки СЖО.
15 мая 1960 г. с пусковой установки первой площадки полигона Тюра-Там был произведен пуск РН 8К72К, которая вывела на орбиту Земли первый советский космический корабль-спутник массой 4540 кг. Корабль 1КП не был оснащен системой жизнеобеспечения, системой приземления и не покрывался теплозащитой. Внутри был установлен груз-макет, имитирующий вес человека. Через четыре дня ТАСС сообщил: "В соответствии с программой 19 мая в 2 ч 52 мин для осуществления спуска корабля... была передана команда на включение тормозной двигательной установки и отделение герметичной кабины. Тормозная двигательная установка сработала, при этом осуществлялась предусмотренная стабилизация корабля во время работы... Однако в результате появившейся к этому времени неисправности в одном из приборов системы ориентации... направление тормозного импульса отклонилось от расчетного..."[5]. Однако, несмотря на это, первый полет простейшего корабля 1КП посчитали достаточно успешным.
28 июля 1960 г. была предпринята попытка запуска второго космического корабля-спутника. Это был уже полностью оснащенный экспериментальный корабль 1К №1: его СА был оснащен системой посадки и покрыт теплозащитой. В катапультируемом контейнере размещались собаки Лисичка и Чайка. Из-за неполадок запуск не удался, СА упал на территории измерительного пункта № 1. Собаки погибли. Никакого сообщения об этом пуске опубликовано не было.
19 августа 1960 г. был успешно запущен Второй космический корабль-спутник (1К №2) весом 4600 кг. На его борту в катапультируемой установке в специальном контейнере находились собаки Белка и Стрелка. В отдельном герметичном контейнере, расположенном в той же катапультирующей установке, находились крысы и мыши, насекомые, растения и грибы. В СА были помещены семена различных сортов кукурузы, пшеницы, гороха, чтобы проверить воздействие космического полета на их урожайность. Медико-биологические эксперименты, поставленные на корабле-спутнике, позволили узнать об особенностях жизнедеятельности живых организмов в невесомости, о воздействии на них радиации. 20 августа по команде с Земли на корабле был запущен цикл спуска. Была включена ТДУ, корабль сошел с орбиты, и его СА успешно приземлился. ТАСС сообщил: "Корабль-спутник и отделившаяся от него капсула с подопытными животными благополучно приземлились... Собаки Белка и Стрелка после полета и приземления чувствуют себя хорошо"[6]. Впервые в истории человечества живые существа, совершив космический полет, благополучно возвратились на Землю. 1 декабря 1960 г. был запущен Третий космический корабль-спутник с собаками Пчелкой и Мушкой на борту. На борту находились и другие подопытные животные. В суточном полете корабль вел себя нормально, но во время работы ТДУ начались неполадки. КК мог приземлиться вне территории СССР, и на этот случай на борту корабля 1К стояла система автоматического подрыва объекта (АПО), которая подорвала спускаемый аппарат. Собаки Пчелка и Мушка погибли. Запуск последнего космического корабля-спутника серии 1К (№6) с собаками Кометой и Шуткой состоялся 22 декабря 1960 г. Корабль выполнил суборбитальный полет с максимальной высотой подъема 214 км, а СА с собаками успешно приземлился в Красноярском крае в 60 км от г. Тура.
Параллельно с летными испытаниями упрощенных экспериментальных кораблей в ОКБ-1 шла работа над пилотируемым кораблем 3К. Проектанты К.П. Феоктистова нашли возможность ускорить его создание, отказавшись от части предусмотренных проектом систем. Проект упрощенного "Востока" для полета человека получил индекс 3КА.
10 сентября 1960 г. Д.Ф. Устинов, Р.Я. Малиновский, К.Н. Руднев, М.В. Келдыш, С.П. Королев и другие направили в ЦК КПСС докладную записку, в которой предлагалось ускорить работы по осуществлению полета первого человека в космос и выполнить 1-2 пуска корабля "Восток-1" в октябре-ноябре 1960 г., два пуска "Восток-3А" в ноябре-декабре и осуществить орбитальный полет человека в декабре 1960 г. Подготовку пилотов планировалось завершить к 1 декабря 1960 г.[7] 11 октября 1960 г. вышло постановление ЦК КПСС и СМ СССР № 1110-462, в котором предписывалось "осуществить подготовку и запуск космического корабля "Восток" (3КА) с человеком на борту в декабре 1960 г. и считать это задачей особой важности"[8]. Спешка была вызвана тем, что американцы планировали первый пилотируемый полет своего астронавта на начало 1961 г. После запуска Первого спутника потерять приоритет в освоении космоса было нельзя. На заводе № 88 началось изготовление кораблей серии 3КА для беспилотных испытаний и пилотируемых полетов.
КК "Восток-3А" (объект 3КА) был предназначен для пилотируемого полета по орбите вокруг Земли одного космонавта. Корабль состоял из двух отсеков: спускаемого аппарата (СА) и приборного отсека с тормозной двигательной установкой ТДУ-1. СА имел почти сферическую форму, имел три люка диаметром 1 м: один у ног космонавта - технологический, второй над его головой - для посадки космонавта в СА и катапультирования, третий - люк парашютного контейнера. В СА имелось три иллюминатора, снаружи он покрывался теплоизоляцией. В СА находились запасы воды, пищи и емкости для сбора отходов. Космонавт в течение всего полета находился в спасательном скафандре СК-1, подключенном к бортовой СЖО. СК-1 имел возможность поддерживать пребывание космонавта в разгерметизированной кабине в течение 4 часов и при катапультировании на высоте 10 км. Скафандры СК-1 были разработаны и изготовлены на заводе № 918 под руководством главного конструктора С.М. Алексеева. Космонавт имел возможность поддерживать двустороннюю радиосвязь с Землей по одной УКВ и по двум КВ-радиолиниям (система "Заря"). КВ-передатчики системы "Сигнал" предназначались для передачи данных о самочувствии космонавта. Комплект радиоаппаратуры "Рубин", разработанный ОКБ МЭИ под руководством главного конструктора А.Ф. Богомолова, обеспечивал траекторные измерения. В ОКБ МЭИ была разработана и радиотелеметрическая система "Трал". На борту имелся широковещательный радиоприемник. Два комплекта приемных и дешифрирующих устройств командной радиолинии обеспечивали прием на корабле 63 управляющих команд. Для управления кораблем имелись система ориентации и спуска "Чайка", созданная в ОКБ-1, оптический ориентир "Взор", приборная доска, пульт управления и ручка ориентации, разработанные в ЛИИ. Приборный отсек (ПО) представлял собой два соединенных основаниями усеченных конуса. В нем размещалась аппаратура, обеспечивающая работу корабля в орбитальном полете. Снаружи на ПО размещались два комплекта газовых ракетных двигателей (ГРД) системы ориентации КК, работавших на сжатом азоте, который поступал из сферических баллонов, также располагавшихся на ПО. Кроме того, на ПО размещались сферические баллоны со сжатым воздухом для СЖО, антенны переговорной радиолинии КВ-диапазона, антенны радиоконтроля орбиты (РКО), антенна широковещательного приемника, антенны системы "Сигнал", антенны радиотелеметрической системы, жалюзи радиатора-излучателя системы терморегулирования, датчик солнечной ориентации. Электропитание систем корабля осуществлялось от серебряно-цинковых аккумуляторных батарей, созданных в ВНИИИТ под руководством главного конструктора Н.С. Лидоренко. СА совершал посадку по баллистической траектории. Парашютная система СА, разработанная в НИЭИ ПДС, имела вытяжной парашют, тормозной парашют, который раскрывался на высоте 4 км, основной, он раскрывался на высоте 2,5 км, и запасной парашюты. Двигателей мягкой посадки СА не имел. Космонавт должен был совершить посадку отдельно от СА. Он катапультировался из СА вместе с креслом на высоте около 7 км, затем отделялся от кресла вместе с запасным парашютом и носимым аварийным запасом (НАЗ). Сначала вытягивался тормозной парашют и на высоте 4 км - основной. Запасной парашют вводился в случае отказа основного. При штатном полете все управление кораблем происходило автоматически, однако космонавт имел возможность вручную сориентировать корабль и выдать тормозной импульс для посадки. На систему ручного управления решено было поставить кодовый замок с шифром - ввиду невозможности представить реакцию и действия человека в неизвестных условиях космического полета. Кодовое число (125) поместили в запечатанный конверт, врученный Ю.А. Гагарину перед стартом.
В дальнейшем от кодового замка отказались.
Корабли 3КА для полета человека могли быть готовы не раньше февраля 1961 г. и 22 февраля Государственная комиссия под председательством К.Н. Руднева решила с целью ускорения отработки корабля запускать первый "Восток-ЗА" с недоделками в начале марта, а второй - только после завершения испытаний полного комплекта аппаратуры. Перед вторым пуском надо было выполнить несколько катапультирований на старте, закончить морские испытания скафандра и НАЗа, провести испытания новых осушителей СЖО. Запуск первого корабля 3КА мог состояться 2-3 марта, второго - 20-25 марта, а пуск с человеком - в конце марта или начале апреля.
9 марта 1961 г. был выведен на орбиту Четвертый космический корабль-спутник (3КА №1). Программа полета в точности имитировала одновитковый полет человека. Это был самый тяжелый беспилотный корабль-спутник - 4700 кг. В кресле пилота - манекен "Иван Иванович" в скафандре. В СА размещался некатапультируемый контейнер с собакой Чернушкой. Спускаемый аппарат приземлился после одного витка вокруг Земли в 260 км северо-восточнее г. Куйбышева.
16 марта 1961 г. космонавты вылетели на полигон, причем сначала полетели в г. Куйбышев. 17 марта были на полигоне. Из "шестерки" в тому времени определились три первоочередных кандидата: Ю.А. Гагарин, Г.С. Титов, Г.Г. Нелюбов. 20 и 21 марта 1961 г. на полигоне они провели тренировки по надеванию скафандра, изучали организацию приводнения и поиска на воде. 25 марта космонавты вернулись в Москву.
25 марта 1961 г. был запущен и успешно выведен на орбиту пятый космический корабль-спутник (3КА №2) с манекеном и собакой Звездочкой.
29 марта 1961 г. Государственная комиссия под председательством К.Н. Руднева заслушала доклад С.П. Королева об итогах пусков семи КК "Восток" и о готовности к запуску человека. В этот же день под председательством Д.Ф. Устинова состоялось заседание, на котором была подтверждена готовность к пилотируемому полету. Тогда же приняли решение, что КК не будет иметь систему аварийного подрыва[9]. Пуск предлагалось провести в период с 10 по 20 апреля.
3 апреля 1961 г. состоялось заседание Президиума ЦК КПСС. После доклада Д.Ф. Устинова Президиум дал разрешение провести первый в мире полет человека в космос. 5 апреля на полигон отправилась группа космонавтов во главе с Н.П. Каманиным. Космонавты летели на разных самолетах: на одном - Ю.А. Гагарин, Г.Г. Нелюбов и П.Р. Попович, на втором - Г.С. Титов, А.Г. Николаев, В.Ф. Быковский. За неделю до старта Н.П. Каманин в своем дневнике сделал такую запись: "Итак, кто же - Гагарин или Титов? У меня есть еще несколько дней, чтобы окончательно решить этот вопрос. Трудно решать, кого посылать на верную смерть, и столь же трудно решить, кого из двоих-троих достойных сделать мировой известностью и навеки сохранить его имя в истории человечества"[10].
6 апреля С.П. Королев, М.В. Келдыш и Н.П. Каманин утвердили задание космонавту на одновитковый полет. В нем были указаны цели полета и действия космонавта при нормальном его ходе, а также в нештатных ситуациях. В этот же день Ю.А. Гагарин и Г.С. Титов примерили скафандры и подогнали под себя подвесную парашютную систему. Тогда же состоялось закрытое заседание Государственной комиссии по готовности корабля и ракеты-носителя к пуску. В итоге председатель комиссии К.Н. Руднев принял решение произвести запуск 11-12 апреля 1961 г. 8 апреля состоялось заседание Госкомиссии. На нем обсудили и утвердили задание космонавту на полет, заслушали доклады о готовности средств поиска. Ю.А. Гагарин был утвержден первым пилотом, а Г.С. Титов - запасным. Затем обсудили возможность допуска на место посадки спортивных комиссаров Федерации авиационного спорта для оформления полета в качестве мирового рекорда. Решили: при составлении документов "не допускать разглашения секретных данных о полигоне и носителе". 10 апреля Н.П. Каманин сообщил Ю.А. Гагарину и Г.С. Титову об их назначениях на осуществление первого космического полета. В этот же день состоялась встреча К.Н. Руднева, К.С. Москаленко, С.П. Королева со всеми шестью космонавтами. Присутствовали также В.П. Мишин, Л.А. Воскресенский, Б.Е. Черток и еще около 20 человек. Вечером состоялось торжественное заседание Госкомиссии, где С.П. Королев доложил о готовности корабля и ракеты к пуску. Затем состоялась встреча Госкомиссии с представителями прессы.
11 апреля утром РН 8К72К с кораблем 3КА №3 вывезли на старт, а К.П. Феоктистов провел занятия с космонавтами. Днем на стартовом комплексе Ю.А. Гагарин встретился с боевым расчетом, готовившим ракету и корабль к пуску. После встречи Ю.А. Гагарина и Г.С. Титова разместили в "домике" на 2-й площадке, там они, а также начальник ЦПК Е.А. Карпов и Н.П. Каманин провели ночь перед стартом. Космонавты пообедали "космической" пищей.
12 апреля рано утром состоялось предпусковое заседание Госкомиссии. Космонавты в это время надевали скафандры и прибыли на старт в 6 ч 50 мин.Ю.А. Гагарин доложил о готовности к полету Председателю Государственной комиссии К.Н. Рудневу, затем направился к кораблю, его сопровождали ведущий конструктор О.Г. Ивановский и ведущий специалист по скафандру Ф.А. Востоков. В 9 ч 6 мин 59 сек. КК с Ю.А. Гагариным на борту стартовал, в 9 ч 9 мин произошло отделение первой ступени. В сообщении ТАСС о первом в мире полете человека в космическое пространство говорилось: "12 апреля 1961 г. в Советском Союзе выведен на орбиту вокруг Земли первый в мире космический корабль-спутник "Восток" с человеком на борту. Пилотом-космонавтом космического корабля-спутника"Восток" является гражданин Союза Советских Социалистических Республик летчик майор Гагарин Юрий Алексеевич..."[11]. После выведения на орбиту корабль стал медленно вращаться. На измерительных пунктах услышали голос Гагарина: "Объект несколько вращается вправо. Хорошо! Красота! Самочувствие хорошее. Продолжаю полет. Все отлично проходит". Ю.А. Гагарин наблюдал Землю, звезды и космическое пространство, регистрировал показатели приборов, все записывал на пленку бортового магнитофона и в бортжурнал. В невесомости от него "уплыл" карандаш. В бортовом магнитофоне задолго до окончания полета закончилась пленка, и Ю.А. Гагарин вручную перемотал ее на середину и продолжил запись, поэтому часть записи полета на пленке бортового магнитофона отсутствует. Сразу после отделения корабля была включена циклограмма посадки. В 9 ч 51 мин началось построение ориентации, и в 9 ч 55 мин 10 с корабль был сориентирован для схода с орбиты. В 10 ч 25 мин 34 с прошло включение ТДУ, но она выключилась за 0,5-1,0 сек до расчетного времени. После выработки горючего магистрали наддува двигателя остались открытыми, и в них, а также в рулевые сопла по тангажу и рысканью под давлением около 60 атм стал поступать азот. Это привело к закрутке корабля. Досрочное отключение ТДУ нарушило штатную циклограмму спуска, и команда на автоматическое разделение СА и ПО не прошла. Они разделились по резервному варианту от термодатчиков на высоте 130 км (с задержкой от штатной циклограммы на 10 мин). Катапультирование прошло на высоте около 7 км. На спуске в дополнение к основному раскрылся запасной парашют, а космонавт несколько минут не мог открыть клапан дыхания. В остальном посадка в районе д. Смеловка Саратовской области была нормальной. Расчетное место посадки было в 110 км южнее г. Сталинграда[12], но космонавт приземлился с большим перелетом, в хорошо знакомых ему местах: в г. Саратове он учился, в г. Энгельсе проходил парашютную подготовку. ТАСС сообщило: "...В 10 часов 55 минут московского времени советский корабль "Восток" совершил благополучную посадку в заданном районе Советского Союза". О раздельном приземлении корабля и космонавта не сообщалось. Первыми людьми, которых после приземления увидел Ю.А. Гагарин, были колхозница А.А. Тахтарова и ее внучка Рита. На ЗИЛе-151 прибыл майор А.Н. Гасиев, который доставил космонавта в ракетный дивизион в д. Подгорье. После доклада по телефону командиру дивизии ПВО генерал-майору Ю.С. Вовку Ю.А. Гагарин отправился к месту посадки корабля. На пути его обнаружил вертолет МИ-4. На нем Гагарина доставили на военный аэродром г. Энгельса, а оттуда в г. Куйбышев. В самолете вместе с Ю.А. Гагариным вылетели зам. командующего ВВС СССР генерал-полковник Ф.А. Агальцов, врач В.Г. Волович, ведущий инженер по снаряжению космонавта А.М. Бахрамов, спортивный комиссар И.Г. Борисенко, кинооператор М.М. Рафиков. В.Г. Волович провел первое послеполетное обследование Ю.А. Гагарина. В г. Куйбышеве Ю.А. Гагарин был размещен на обкомовской даче. Там под председательством К.Н. Руднева прошло заседание Госкомиссии, на котором, помимо членов комиссии, присутствовали секретари обкома КПСС, командование Приволжского военного округа. Ю.А. Гагарин сделал доклад и ответил на вопросы.
14 апреля Указами Президиума ВС СССР Ю.А. Гагарину присвоены звания Герой Советского Союза и "Летчик-космонавт СССР". И в тот же день на борту самолета Ил-18 Ю.А. Гагарин вылетел из г. Куйбышева в Москву. В 50 км от Москвы самолет встретила семерка истребителей МиГ-15 и заняла место почетного эскорта. В аэропорту Внуково состоялась торжественная встреча первого космонавта планеты Ю.А. Гагарина. Ю.А. Гагарин отрапортовал первому секретарю ЦК КПСС, председателю СМ СССР Н.С. Хрущеву об успешном завершении космического полета. Торжественная встреча Ю.А. Гагарина состоялась в Москве на Красной площади. В Большом Кремлевском Дворце был устроен прием "в честь выдающегося подвига ученых, инженеров, техников и рабочих, обеспечивших успешное осуществление первого в мире полета человека в космическое пространство, в честь первого в мире космонавта Юрия Алексеевича Гагарина". В Георгиевском зале дворца состоялась церемония вручения наград Ю.А. Гагарину. Секретарь Президиума ВС СССР М.П. Георгадзе огласил Указ о присвоении Ю.А. Гагарину звания Героя Советского Союза. Председатель Президиума ВС СССР Л.И. Брежнев вручил ему орден Ленина и Золотую Звезду Героя Советского Союза.
15 апреля утром в ОКБ-1 прошел митинг с участием С.П. Королева и Ю.А. Гагарина. Ю.А. Гагарин подписал доклад о полете на корабле-спутнике "Восток", который затем был включен в "Дело о рекордах первого космического полета". АН СССР и МИД СССР устроили в московском Доме ученых пресс-конференцию, на которую были приглашены представители советской и иностранной прессы, дипломатический корпус, члены президиума АН СССР, видные ученые, представители общественных организаций Москвы. После своего выступления академик А.Н. Несмеянов вручил Ю.А. Гагарину золотую медаль К.Э. Циолковского, которой Президиум Академии наук наградил героя за осуществление первого в мире космического полета на корабле-спутнике "Восток".
16 апреля 1961 г. сошла с орбиты и прекратила свое существование, сгорев в плотных слоях земной атмосферы, последняя ступень РН "Восток", которая вывела на околоземную орбиту КК "Восток" с Ю.А. Гагариным на борту.
Так полетом Ю.А. Гагарина на корабле-спутнике "Восток" началась эра полетов человека в космос.
В.И. Ивкин, к.и.н, член-корр. РАРАН,
Л.В. Успенская, член-корр. РАКЦ
[1] Составлено на основании опубликованных источников, а также с привлечением документов, публикуемых в сборнике документов РГАНТД "Человек. Корабль. Космос" (М.: Новый Хронограф, 2011. 848 с.).
[2] С 15 апреля 1968 г. академия носит имя Ю.А. Гагарина.
[3] Комиссия была создана 30 апреля 1959 г. приказом Главкома ВВС и начальника Главного военно-медицинского управления в составе начальника службы авиационной медицины ВВС генерал-майора м/с А.Н. Бабийчука, начальника ГНИИИАиКМ, полковника м/с А.Г Кузнецова, будущего начальника ЦПК полковника м/с Е.А. Карпова.
[4] См. Успехи СССР в исследовании космического пространства. С. 432.
[5] См. "Освоение космического пространства в СССР. 1959-1967". М., 1971. С. 239-240.
[6] Там же. С. 240.
[7] Известия ЦК КПСС. 1991. № 5. С. 101-102.
[8] Там же. С. 111-113.
[9] См. Каманин Н.П. Скрытый космос. М., 1995. С. 38-39.
[10] Каманин Н.П. Скрытый космос. С. 45. Можно предположить, что Н.П. Каманин несколько преувеличивает свою роль в выборе первого космонавта. Вероятно, что мнение Главного конструктора С.П. Королева могло стать решающим.
[11] См. "Освоение космического пространства в СССР. 1957-1967". С. 278.
[12] г. Сталинград был переименован в г. Волгоград 10 ноября 1961 г. по решению XXII съезда КПСС.