Молодой изобретатель

«Окружавший меня социальный микроклимат во многом определялся средой фабричных рабочих, дети которых были моими друзьями.

...дома основным источником света были керосиновые лампы. Фабрика, находившаяся в десяти километрах от центра столицы, до 1922 года не имела линии передачи от московской электросети! Людям молодого поколения трудно представить, что в ныне престижном районе Серебряного Бора, Хорошево-Мневниках и по всему Хорошевскому шоссе люди жили и работали, не пользуясь такими элементарными достижениями цивилизации, как газ, электричество, телефон, холодильник, водопровод и прочее.

Мы жили в деревянном доме без всяких городских удобств. Зато в трех километрах к северу за картофельными полями располагалась Ходынская радиостанция – в те годы самая мощная радиостанция в стране. Во многом благодаря экскурсиям на эту станцию я стал страстным радиолюбителем. На востоке, вверх по извилистой реке Ходынке, находился Центральный аэродром республики, а с запада, сразу за рекой на заливном лугу, – аэродром завода «Юнкерса».

Упоминаю эти географические подробности потому, что считаю их причиной своего увлечения авиацией и радиотехникой, во многом определившего мою судьбу в самом начале жизненного пути».

Черток Б.Е.
Радиоприемник.
Описание изобретения.
Август 1928 г.
РГАНТД.
Черток Б.Е.
Заявочные материалы на изобретение «Радиоприемник».
1928 г.
Филиал РГАНТД.
Лист 9 из 10

Черток Б.Е. Заявочные материалы на изобретение «Электростатический редуктор, доп. к заявочному свидетельству № 48687»: заявление автора (1 сентября 1929 г.), описание изобретения (1 сентября 1929 г.), чертеж (б/д), Решение Комитета по делам изобретений ВСНХ СССР о выдаче патента по заявке Б.Е. Чертока (1 ноября 1929 г.), письмо (заявление) Б.Е. Чертока в Комитет по делам изобретений ВСНХ СССР об ускорении выдачи патента на изобретение и объявлении технической ценности изобретения (7 июля 1930 г.), письмо (заявление) Б.Е. Чертока в Комитет по делам изобретений ВСНХ СССР об обмене патентной грамоты на авторское свидетельство (31 мая 1934 г.). Патент № 16267.
Филиал РГАНТД.
 
Письмо (заявление) Б.Е. Чертока в Комитет по делам изобретений ВСНХ СССР об ускорении выдачи патента на изобретение и объявлении технической ценности изобретения (7 июля 1930 г.).
Черток Б.Е. Заявочные материалы на изобретение «Электростатический редуктор».
1929-1934 гг.
Филиал РГАНТД.
Черток Б.Е. Чертеж к заявлению на «Пьезоэлектрические весы» (изобретение).
19 сентября 1929 г.
РГАНТД.
Типовой конверт Правления Государственного электротехнического Треста заводов слабого тока (Ленинград), отправленный на имя Чертока Б.Е.
1929 г.
РГАНТД.

«Осенью 1930 года я поступил электромонтером на авиационный завод № 22 имени «Десятилетия Октября». Это был тот самый завод в лесу за рекой, где до 1926 года строились самолеты Юнкерса.

...Завод № 22 очень бурно расширялся. Строились новые корпуса, аэродромные ангары, жилой поселок. В цехах устанавливалось много нового оборудования, шел интенсивный процесс набора рабочих, обучения их новым, доселе незнакомым профессиям.

...Многотысячный коллектив завода в массе своей составляла молодежь, увлеченная техникой, но не имевшая опыта и знаний. Овладение технологией производства имело решающее значение для выполнения нового задания – освоения серийного производства самого крупного в мире тяжелого бомбардировщика ТБ-3 (АНТ-6). Техническое руководство завода видело в комсомольской организации активного помощника в реализации лозунга «Люди, овладевшие техникой, решают все».

...В августе 1931 года ко мне обратился быстрый на неожиданные инициативы и горячий в организационных кадровых перестановках новый секретарь заводского комитета комсомола Петя Петухов. За глаза его звали Петушок. ...Петушок, сославшись на авторитет Постышева, Васильева и Горбунова, объявил, что выпуск ТБ-3 – дело чести заводского комсомола. Но митингами делу не поможешь. Он предложил мне стать его заместителем и одновременно занять учреждаемую в комитете должность заведующего производственно-экономическим отделом. «Твоя задача, – убеждал меня Петушок, – в освоении ТБ-3 стать фактически молодежным заместителем технического директора. Все, кто должен осваивать этот самолет, – ребята нашего возраста. Значит, мы должны быть хозяевами производства! Ты изобретатель, быстро разберешься, что к чему...»

Черток Б.Е. Блокировочное приспособление к электромотору. Чертеж № 1 к конкурсу «Донбасстока».
РГАНТД.
Черток Б.Е. Заявочные материалы на изобретение «Автоматический выключатель электрического тока».
1930-1931 гг.
Филиал РГАНТД.
Черток Б.Е. Предложение в Бюро рационализации и изобретательства цеха ОБО Краснопресненского силикатного завода.
18-19 октября 1931 г.
РГАНТД.
Черток Б.Е. Документы по изобретению «Способ зажигания рабочих смесей в двигателях внутреннего сгорания с помощью пьезоэлектрического эффекта».
1933 г.
РГАНТД.
Заключение № 0519 отдела специальной аппаратуры ВЭИ по предложению Чертока Б.Е. «Конденсаторы с жидким диэлектриком».
14 мая 1934 г.
РГАНТД.
Черток Б.Е. Ионное реле времени. Описание изобретения.
31 мая 1934 г.
РГАНТД.
Почтовый конверт на имя Чертока Б.Е., отправленный Бюро новизны (Ленинград).
1934 г.
РГАНТД.
Служебная записка главного инженера по вооружению ВВС на имя начальника монтажно-испытательного отдела завода об освобождении на 14 июля 1934 г. от работы радиста отдела Чертока Б.Е.
13 июля 1934 г.
РГАНТД.

«В 1934 году я поступил на вечернее отделение Московского энергетического института. В конце этого же 1934 года как активный изобретатель был направлен в конструкторское бюро Виктора Федоровича Болховитинова. В КБ Болховитинова я начал настоящую, серьезную и ответственную инженерную работу. Оказавшись руководителем бригады спецоборудования самолетов, я знакомился с новейшими достижениями и работой смежных организаций авиационного приборостроения, бортового электро- и радиооборудования. Работа в коллективе Болховитинова была прекрасной школой для начинающего инженера. В этом коллективе был по тем временам высокий интеллектуальный уровень. Установился стиль товарищества и взаимной помощи. Общение с заводскими летчиками-испытателями Кастанаевым, Моисеевым, Байдуковым, летчиками НИИ ВВС Нюхтиковым, Стефановским и инженерами ВВС давало в процессе работы знания, которые нельзя было получить из каких-либо учебных курсов или учебников. Участие в работе комиссий под руководством Алксниса, на которых рассматривались компоновки будущих самолетов, обсуждались доктрины воздушной войны и борьбы за господство в воздухе, приучали к системному крупномасштабному образу мышления, а текущая работа требовала внимания к сиюминутным мелочам. Объединение двух свойств системной инженерной деятельности – «макро» и «микро» – оказалось совершенно необходимым в моей будущей работе.

...Освоиться с новой для себя ролью руководителя конструкторской бригады помогал производственный опыт и общая творческая атмосфера КБ Болховитинова. Здесь собралось сообщество различных энтузиастов авиации, но все они были единомышленниками, желающими нарушить монополию Туполева на тяжелые самолеты. Болховитинов и пришедшие вместе с ним ученые – профессура ВВА – отличались непривычной для производственников интеллигентностью и демократизмом. Эта их черта создавала атмосферу доброжелательности, открытости и взаимопомощи. Никаких окриков, даже разговоров в повышенном тоне, неизменная корректность, ровное обращение со всеми равными и неравными, уважение к чужому мнению – таков был психологический климат в молодом коллективе.

...Разработку электрических схем вооружения, зажигания и выпуск чертежей всех кабельных жгутов я взял на себя».

Черток Б.Е. Заявочные материалы на изобретение «Электробомбосбрасыватель».
1935 г.
Филиал РГАНТД.
Черток Б.Е.
Кавказ. 1937 г.
РГАНТД.
Черток Б.Е. Отчет о работе № 1 «Испытание одноякорного преобразователя». МЭИ им. В.М. Молотова, электромеханический факультет, V курс.
15 июня 1939 г.
РГАНТД.
Черток Б.Е. Рабочие материалы по курсовому проекту по заданию «Расчет электромагнита с регулировкой времени отпускания якоря» (МЭИ им. В.М. Молотова, электромеханический факультет). [Конец 1930-х гг.] РГАНТД.
Черток Б.Е. Рабочие материалы по курсовому проекту по заданию «Расчет электромагнита с регулировкой времени отпускания якоря» (МЭИ им. В.М. Молотова, электромеханический факультет).
[Конец 1930-х гг.]
РГАНТД.
Черток Б.Е. Устройство для регулирования напряжения самолетных динамо-машин постоянного тока. Рабочие материалы (отдельные записи, рисунки и схемы).
30 ноября 1940 г.
РГАНТД.

Назад, к разделу «Предисловие» Вверх, к началу раздела Вперед, к разделу «Инженер реактивной техники» 

© Федеральное архивное агентство, 2012