Содержание

Дополнительно

Назад, к разделу
№ 8

1601 г. июня 30 – 1603 г. Дело о ссылке в разные сибирские города и на Белоозеро Ивана, Василия и Федора Юрьевых Романовых с детьми, Марьи Шестовой, князя Ивана Черкасского и князя Репнина.

Российский государственный архив древних актов.
Ф. 146. Розыскные дела. Оп. 1. № 7. Л. 1–74.
Публикации: АИ. Т. 2. СПб., 1841. № 38. С. 34–52; Хроники Смутного времени. М., 1998. С. 411–438.
Опала и ссылка Романовых была связана с их претензиями на престол, так как они являлись ближайшими родственниками царя Федора Ивановича. Начало преследований, возможно, относилось уже к октябрю-ноябрю 1600 г. Непосредственным поводом для опалы в июне 1601 г. стало дело «о кореньях», найденных по доносу казначея Александра Никитича Романова Второго Бартенева. А.Н. Романов был публично обличен Бартеневым на дворе патриарха Иова. Все его братья также были посажены «за приставы». Федор Никитич Романов был насильственно пострижен (с именем Филарет) и отправлен в ссылку в Антониево-Сийский монастырь. Его жена Ксения Ивановна Шестова (инокиня Марфа) отправилась в монастырь в Заонежские погосты, а теща Мария Шестова также в монастырь в Чебоксары. Дети Федора Никитича, Татьяна и Михаил, были отправлены в ссылку на Белоозеро вместе с семьями Александра Никитича, зятя братьев Романовых Бориса Касбулатовича Черкасского, и теткой Анастасией Никитичной. Александр Никитич Романов погиб в Белозерске, не перенес ссылки и Михаил Никитич, скончавшийся в земляной тюрьме в Ныробе, а Василий Никитич умер во время перехода из Яранска в Пелым. В 1602 г. условия ссылки Романовых были смягчены, и всех их, кроме Филарета Никитича и его жены и тещи, отправили в родовую вотчину Романовых – село Клины Юрьев-Польского уезда.
1601 г. июня 30 – 1603 г. Дело о ссылке в разные сибирские города и на Белоозеро Ивана, Василия и Федора Юрьевых Романовых с детьми, Марьи Шестовой, князя Ивана Черкасского и князя Репнина. РГАДА.

Выписка:

1601 июня 30. Наказные памяти дьякам А. Власьеву и Н. Федорову о ссылке Романовых и их родственников:

«(Л. 1)

Лета 7109 июня в 30 день по государеву цареву и великого князя Бориса Федоровича всеа Русии указу память диаком Офонасью Власьеву да Нечаю Федорову. По боярскому приговору послан к вам с Смирным с Маматовым Иван Романов, а велено его сослати в Сибирь на житье; и диаком Офонасью Власьеву да Нечаю Федорову отпустить с Смирным в Сибирь на житье Ивана Романова, и велети у него быти для береженья Смирному Маматову до государева царева и великого князя Бориса Федоровича указу. Диак Елизарей Вылузгин. Помета: Послан в Пелымской город, а с ним детина его Севка Иванов, прозвищо Натирка…

1601 г. июня 30 – 1603 г. Дело о ссылке в разные сибирские города и на Белоозеро Ивана, Василия и Федора Юрьевых Романовых с детьми, Марьи Шестовой, князя Ивана Черкасского и князя Репнина. РГАДА.

(Л. 6)

Лета 7109 июля в 1 день по государеву цареву и великого князя Бориса Федоровича указу память дияком Офонасью Власьеву да Нечаю Федорову. По боярскому приговору велено Василья Романова послати в Сибирь на житье, с сотником с Иваном с Некрасовым; и дияком Офонасью Власьеву да Нечаю Федорову Василья Романова сослати с Иваном с Некрасовым в Сибирь на житье. Диак Елизарей Вылузгин. Помета: Послан Василей в Яранской, а человека его с ним нет…»

1601 г. июня 30 – 1603 г. Дело о ссылке в разные сибирские города и на Белоозеро Ивана, Василия и Федора Юрьевых Романовых с детьми, Марьи Шестовой, князя Ивана Черкасского и князя Репнина. РГАДА.

1605 марта 22. Наказ игумену Антониево-Сийского монастыря об усилении надзора за сосланным Филаретом Романовым:

«…В нынешнем 113 году марта в 16 день писал к нам Богдан Воейков, что февраля в 3 день сказывали ему старец Илинарх да старец Леванид: февраля ж де в 3 день в ночи старец Филарет его, старца Иринарха, лаял и с посохом к нему прискакивал и из кельи его выслал вон, и в келью ему, старцу Илинарху, к себе и за собою ходити никуда не велел. И живет де старец Филарет не по монастырскому чину, всегды смеется неведомо чему и говорит про мирское житье, про птицы ловчие и про собаки, как он в мире жил, и к старцом жесток; и старцы приходят к нему, Богдану, на того старца Филарета всегды с жалобою, лает их и бить хочет, а говорит де старцом Филарет старец: «Увидят они, каков он вперед будет». А ныне де в Великой пост у отца духовного тот старец Филарет не был, и к церкви и к тебе на прощанье не приходил, и на крылосе не стоит… И ты б старцу Филарету велел жити с собою в келье, да у него велел жити старцу Леваницу, и к церкви старцу Филарету велел ходити вместе с собою да за ним старцу, и береженье к нему держал во всем, чтоб он был у тебя в послушанье и жил бы по монастырскому чину, а не безчинствовал…»

Читать документ полностью В начало страницы

Выписка:

1601 июня 30. Наказные памяти дьякам А. Власьеву и Н. Федорову о ссылке Романовых и их родственников:

«(Л. 1)

Лета 7109 июня в 30 день по государеву цареву и великого князя Бориса Федоровича всеа Русии указу память диаком Офонасью Власьеву да Нечаю Федорову. По боярскому приговору послан к вам с Смирным с Маматовым Иван Романов, а велено его сослати в Сибирь на житье; и диаком Офонасью Власьеву да Нечаю Федорову отпустить с Смирным в Сибирь на житье Ивана Романова, и велети у него быти для береженья Смирному Маматову до государева царева и великого князя Бориса Федоровича указу. Диак Елизарей Вылузгин. Помета: Послан в Пелымской город, а с ним детина его Севка Иванов, прозвищо Натирка…

Выписка:

(Л. 6)

Лета 7109 июля в 1 день по государеву цареву и великого князя Бориса Федоровича указу память дияком Офонасью Власьеву да Нечаю Федорову. По боярскому приговору велено Василья Романова послати в Сибирь на житье, с сотником с Иваном с Некрасовым; и дияком Офонасью Власьеву да Нечаю Федорову Василья Романова сослати с Иваном с Некрасовым в Сибирь на житье. Диак Елизарей Вылузгин. Помета: Послан Василей в Яранской, а человека его с ним нет…»

Выписка:

1605 марта 22. Наказ игумену Антониево-Сийского монастыря об усилении надзора за сосланным Филаретом Романовым:

«…В нынешнем 113 году марта в 16 день писал к нам Богдан Воейков, что февраля в 3 день сказывали ему старец Илинарх да старец Леванид: февраля ж де в 3 день в ночи старец Филарет его, старца Иринарха, лаял и с посохом к нему прискакивал и из кельи его выслал вон, и в келью ему, старцу Илинарху, к себе и за собою ходити никуда не велел. И живет де старец Филарет не по монастырскому чину, всегды смеется неведомо чему и говорит про мирское житье, про птицы ловчие и про собаки, как он в мире жил, и к старцом жесток; и старцы приходят к нему, Богдану, на того старца Филарета всегды с жалобою, лает их и бить хочет, а говорит де старцом Филарет старец: «Увидят они, каков он вперед будет». А ныне де в Великой пост у отца духовного тот старец Филарет не был, и к церкви и к тебе на прощанье не приходил, и на крылосе не стоит… И ты б старцу Филарету велел жити с собою в келье, да у него велел жити старцу Леваницу, и к церкви старцу Филарету велел ходити вместе с собою да за ним старцу, и береженье к нему держал во всем, чтоб он был у тебя в послушанье и жил бы по монастырскому чину, а не безчинствовал…»