Содержание

Дополнительно

Назад, к разделу
№ 14

1605 г. май. Заготовленный церемониал коронации и свадьбы Лжедмитрия I с Мариной Мнишек.

Российский государственный архив древних актов.
Ф. 156. Исторические и церемониальные дела. Оп. 1. № 6. Л. 1–7. Копия начала XIX в.
Публикация: СГГД. Т. 2. № 138. С. 289–293.
Для решения вопроса о свадьбе с Мариной Мнишек в сентябре–октябре 1605 г. Лжедмитрий I созвал Освященный собор. Большинство членов собора не настаивали на переходе Марины в православие, присоединение к нему должно было произойти через миропомазание. Собором была подписана грамота к королю Сигизмунду III с просьбой отдать Марину за царя Дмитрия Ивановича как истинного сына Ивана IV. С просьбой разрешить брак царя в Польшу отправился посол Афанасий Власьев. Впоследствии эта позиция собора была осуждена патриархом Филаретом, тогда в соборе участия не принимавшим. За обряд перекрещенивания Марины выступил, по некоторым косвенным данным источников, единственный иерарх Освященного собора – митрополит Гермоген, высланный вскоре в Казань. Папа запретил Марине Мнишек переход в православие. Обряд обручения Марины с Лжедмитрием I состоялся 22 ноября 1605 г. в Кракове. Жениха замещал посол думный дьяк Афанасий Власьев. Для католиков и поляков краковский обряд означал как обручение, так и венчание, главное же значение имела коронация Марины. Для русской стороны краковский обряд не имел сакрального значения. 18 апреля 1606 г. Марина Мнишек со свитой въехала в Россию. 2 мая она прибыла в Можайск. В Москве ее поместили в Вознесенском монастыре под опекой Марфы Нагой, доступ католического духовенства был прекращен.
В день свадьбы, 8 мая 1606 г., сначала состоялся обряд обручения по православному обряду. Марина была в русской одежде. Чин венчания составлялся патриархом Игнатием и детально обсуждался с Лжедмитрием. Было решено сначала провести обряд коронации с миропомазанием, что означало переход в православие, а затем – бракосочетание. Фактически миропомазание Марины представляло собой лишь помазание на царство, по мнению многих церковных деятелей, она при этом оставалась иноверной. Обряд совершал патриарх Игнатий. После помазания на царство Марина не причастилась, что делало сам акт коронации незавершенным. Затем состоялось венчание, которое проводил благовещенский протопоп Федор. Здесь новая царица также не приняла причастия. По чину Марина провозглашалась российской царицей до того, как бракосочеталась с царем. Компромиссность церемонии и ее разрыв с традицией стали катализатором общего недовольства и подготовки переворота.
1605 г. май. Заготовленный церемониал коронации и свадьбы Лжедмитрия I с Мариной Мнишек. РГАДА.

Выписка:

(Л. 1)

«...А перед государынею идти дружкам, а за ними протопопу с святою водою да со крестом в патрахели и в поручах саженых, а за государынею идти свахам всеми боярыням. А вести государыню под ручку воеводе отцу ее да княж Федорове княгине Ивановича Мстиславского. И пришед в столовую избу, протопопу благословить государыню на место крестом. А как изготовитца все, идти к государю сказати про то дружке бояром князь Дмитрею Ивановичю да Григорью Федоровичу да рожественскому протопопу. И государь пойдет из хором в столовую ж избу, а перед государем идти поезду и дружкам всем, да протопопу с святою водою и со крестом.

1605 г. май. Заготовленный церемониал коронации и свадьбы Лжедмитрия I с Мариной Мнишек. РГАДА.

(Л. 1 об)

А пришед, протопопу говорити «достойно есть» и благословить государя и государыню крестом. Да говорит протопоп молитвы обручальные по чину. А дружки в те поры режут каравай и сыры и подносят ширинки. А как обручанье отойдет, и государю и государыне идти в Грановитую полату Постельным крыльцом, а путь слати сукна и бархаты...»

Читать документ полностью В начало страницы

Выписка:

(Л. 1)

«...А перед государынею идти дружкам, а за ними протопопу с святою водою да со крестом в патрахели и в поручах саженых, а за государынею идти свахам всеми боярыням. А вести государыню под ручку воеводе отцу ее да княж Федорове княгине Ивановича Мстиславского. И пришед в столовую избу, протопопу благословить государыню на место крестом. А как изготовитца все, идти к государю сказати про то дружке бояром князь Дмитрею Ивановичю да Григорью Федоровичу да рожественскому протопопу. И государь пойдет из хором в столовую ж избу, а перед государем идти поезду и дружкам всем, да протопопу с святою водою и со крестом.

Выписка:

(Л. 1 об)

А пришед, протопопу говорити «достойно есть» и благословить государя и государыню крестом. Да говорит протопоп молитвы обручальные по чину. А дружки в те поры режут каравай и сыры и подносят ширинки. А как обручанье отойдет, и государю и государыне идти в Грановитую полату Постельным крыльцом, а путь слати сукна и бархаты...»