1606 г. май. Показания Станислава и Яна Бучинских и Юрия Мнишка о Лжедмитрии I.
Ф. 79. Сношения России с Польшей. Оп. 1. Кн. 26. Л. 47–52. Список 1607 г.;
Ф. 188. Рукописное собрание РГАДА. Оп. 1. № 472. Л. 279об.–280. Список последней четверти XVII в.
Выписка:
(Л. 47)
«...Да сказывали в розспросе Станислав да Ян Бучинские, которые жили вверху у тайные думы и у всяких у тайных дел его.
Канун де того дни в пятницу маия в 16 день, как того Розстригу убили, говорил тот Розстрига наодне со князем Костянтином Вишневетцким, а они были туто ж.
Время де мне своим делом промышляти, чтоб государство свое утвердити и вера костела римского розпространити. А начальное де дело
(Л. 47 об.)
то, что бояр побити, а не побить де бояр, мне самому от них быть убиту. А только де побью бояр, и яз что хочю, то учиню.
И Вишневетцкой и они, Бучинские, молыли: Да только ему побити бояр, за них землею станут.
И розстрига де Гришка молыл: То де уже у меня умышлено тем обычаем, велел де я вывести за город наряд весь, будто для потехи, и в сю де неделю маия в 18 день велел туто выехати за город, будто стрельбы смотрити воеводе и сыну его, старосте сенатцкому, и Тарлом[1], и Стаднитцким, и ротмистру Доморатцкому[2], и с ним всем поляком и литве в збруе во всей и с оружьем. И как яз
[1] Тарло – родственники Марины Мнишек по материнской линии.
[2] Доморацкий – капитан, наемный военный Лжедмитрия I.
(Л. 48)
выеду на стрельбу, а за мною будут бояре все и дворяне, и как учнут из наряду стреляти, и в ту пору поляком всем ударити на бояр и дворян и их побивати. А то де есми указал же, кому на ково на бояр приехати и убити: князя Федора Мстиславского убити Михаилу Ратомскому, а Шуйских Тарлу да Стаднитцким... А убити де велел есми бояр, которые здеся владеют, дватцать человек. И как де тех побью, и во всем будет моя воля...
(Л. 50)
И они де, Бучинские, молыли: таких ты бояр велишь побити, да кому у тебя в государстве уряжати и кому в приказех быти?
И Гришка де розстрига говорил: То де уже у меня умышлено, ныне де у меня здеся готовы воевода Сендомирской и староста Сенатцкой[3], да ты, Вишневетцкой[4], да Тарлы, да Стаднитцкие, да вы, Бучинские, и иные ваши приятели, а по иных де по поляков и по литву пошлю. И мне де уже будет надежно, и государство мое будет без опасенья, и в римскую веру всех приведу. А то де я уже здеся видел: хотя ково безвинно велю убити,
[3] С. Мнишек – сын Юрия Мнишка, староста Саноцкий.
[4] Вишневецкий Константин – князь, брат князя Адама Вишневецкого, бывшего хозяина Г. Отрепьева, который в 1603 г. стал его сторонником и представил королю. Константин Вишневецкий в отличие от брата был католиком, сопровождал Лжедмитрия в Москву.
(Л. 50 об.)
а них то ни за ково и слова не молыт.
И они де, Бучинские, говорили: Слышели есмя здеся у многих, что за веру здеся итак нас не любят, а только стать неволею приводити, и за то станут все народом.
И розстрига Гришка говорил: Видели де есте сами, что здеся делаетца, нароком де есми приказал поляком и всяких розных вер людем ходити здеся в большую их церковь и по всем их церквам в саблях и как хто ходит. И они де сперва поговаривали меж себя таино, а ныне де уже то ни за што. И яз де велел поляком носити кресты у поясов и ниж гораздо пояса, и назади,
(Л. 51)
а они де тому кланяютца. И в церкви де так ходили, и за то де нихто никаков человек никакова слова не молвил.
А как де я венчался, и у меня де в ту пору большое опасенье было, потому что по их крестьянскому закону первое крестив, да тож ввести в церковь, а не крестив, никому иных вер в церковь не входити. И яз де нарочно велел быти в ту пору в церковь люторем, и кольвинцом, и евангиликом, и иных всяких вер людем. И они де в церкви были, и слышел де есми, что и образом их ругалися и смеялися, и в церкви иные сидели в обедню, а иные спали, на образы преклонясь. И за то де никаков человек не смел слова молвити. А больши де
(Л. 51 об.)
есми всего боялся, что цесарева моя римские веры, и нечто митрополиты и архиепискупы и епископы упрямятца, не благословят и миром не помажут и во много лет не станут поминати. И как де есми вшол венчатися в церквь, и яз де что хотел, то и делал, все де делалося по моему хотенью и воле...
(Л. 52)
...велю костелы римские ставити, а в церквах руских пети не велю. И то де все совершу, на чом де есми присягал папе и кардиналом и арцыбискупом и бискупом, и как де есми воеводе под клятвою в письме своем написал...»
Выписка:
(Л. 279 об.)
«...Воевода Сендомирской Юрья Мнишек сказал перед всеми бояры, что писал к нему розстрига Гришка с Москвы за своею рукою, а дал ему город Смоленеск со всем уездом да и Северу всю и поволил в них костелы и монастыри римской веры ставити. Да он же вор розтрига Гришка Отрепьев писал к папе римскому с попом его с Ондреем езувитом[5], а в грамоте ево написано в том, что мысль его вся Ростригина и раденье ото всего сердца к папе римскому и к ево латинской вере и как ему обещался…от греческие веры в латинскую отступил и всех людей своего государства на то привесть хотел...»
[5] Имеется в виду иезуит Андрей Лавицкий, находившийся в Москве.