Содержание

Дополнительно

Назад, к разделу
№ 25

1606 г. май. Показания Станислава и Яна Бучинских и Юрия Мнишка о Лжедмитрии I.

Российский государственный архив древних актов.
Ф. 79. Сношения России с Польшей. Оп. 1. Кн. 26. Л. 47–52. Список 1607 г.;
Ф. 188. Рукописное собрание РГАДА. Оп. 1. № 472. Л. 279об.–280. Список последней четверти XVII в.
Публикации: Посольство в Польшу князя Г.К. Волконского и дьяка Андрея Иванова // Сборник РИО. Т. 137. М., 1912. С. 235–237.
Обвинительные акты царя Василия Шуйского против Лжедмитрия подкреплялись показаниями братьев Бучинских (Ян, Станислав, Матвей), ранее особо приближенных к самозванцу секретарей-протестантов («ариан»). Упор делался на стремлении ввести в России католичество и нарушение традиционных форм поведения. В показаниях Бучинские воспроизводили якобы сказанные Лжедмитрием слова о том, что «велю костелы римские ставити, а в церквах руских пети не велю», указывали на его приказание полякам надругаться над православными святынями, намерение убить русских бояр, обещание папскому посланнику обратить весь Освященный собор в католичество. Католические источники свидетельствуют, что все попытки папы воздействовать на царя нейтрализовывались секретарями Бучинскими, которые внушали ему мысль о том, что католическая пропаганда в России может вызвать восстание.
Наиболее влиятельным был Ян Бучинский, он вел переписку с королем, Мнишками, польскими сенаторами. Бучинские принадлежали к группе заговорщиков из польско-литовской шляхты, ставивших целью свержение Сигизмунда III и возведение на престол Речи Посполитой Лжедмирия. После переворота Я. Бучинский «разоблачал» намерение Лжедмитрия уничтоджить верующих бояр. Видимо, еще до переворота был связан с Шуйскими, способствовал помилованию В.И. Шуйского. В 1609 г. вернулся на службу Сигизмунду III.
1606 г. май. Показания Станислава и Яна Бучинских и Юрия Мнишка о Лжедмитрии I. РГАДА. Ф. 79. Сношения России с Польшей. Оп. 1. Кн. 26.

Выписка:

(Л. 47)

«...Да сказывали в розспросе Станислав да Ян Бучинские, которые жили вверху у тайные думы и у всяких у тайных дел его.

Канун де того дни в пятницу маия в 16 день, как того Розстригу убили, говорил тот Розстрига наодне со князем Костянтином Вишневетцким, а они были туто ж.

Время де мне своим делом промышляти, чтоб государство свое утвердити и вера костела римского розпространити. А начальное де дело

1606 г. май. Показания Станислава и Яна Бучинских и Юрия Мнишка о Лжедмитрии I. РГАДА. Ф. 79. Сношения России с Польшей. Оп. 1. Кн. 26.

(Л. 47 об.)

то, что бояр побити, а не побить де бояр, мне самому от них быть убиту. А только де побью бояр, и яз что хочю, то учиню.

И Вишневетцкой и они, Бучинские, молыли: Да только ему побити бояр, за них землею станут.

И розстрига де Гришка молыл: То де уже у меня умышлено тем обычаем, велел де я вывести за город наряд весь, будто для потехи, и в сю де неделю маия в 18 день велел туто выехати за город, будто стрельбы смотрити воеводе и сыну его, старосте сенатцкому, и Тарлом[1], и Стаднитцким, и ротмистру Доморатцкому[2], и с ним всем поляком и литве в збруе во всей и с оружьем. И как яз
 

[1] Тарло – родственники Марины Мнишек по материнской линии.

[2] Доморацкий – капитан, наемный военный Лжедмитрия I.

1606 г. май. Показания Станислава и Яна Бучинских и Юрия Мнишка о Лжедмитрии I. РГАДА. Ф. 79. Сношения России с Польшей. Оп. 1. Кн. 26.

(Л. 48)

выеду на стрельбу, а за мною будут бояре все и дворяне, и как учнут из наряду стреляти, и в ту пору поляком всем ударити на бояр и дворян и их побивати. А то де есми указал же, кому на ково на бояр приехати и убити: князя Федора Мстиславского убити Михаилу Ратомскому, а Шуйских Тарлу да Стаднитцким... А убити де велел есми бояр, которые здеся владеют, дватцать человек. И как де тех побью, и во всем будет моя воля...

1606 г. май. Показания Станислава и Яна Бучинских и Юрия Мнишка о Лжедмитрии I. РГАДА. Ф. 79. Сношения России с Польшей. Оп. 1. Кн. 26.

(Л. 50)

И они де, Бучинские, молыли: таких ты бояр велишь побити, да кому у тебя в государстве уряжати и кому в приказех быти?

И Гришка де розстрига говорил:  То де уже у меня умышлено,  ныне де у меня здеся готовы воевода Сендомирской и староста Сенатцкой[3], да ты, Вишневетцкой[4], да Тарлы, да Стаднитцкие, да вы, Бучинские, и иные ваши приятели, а по иных де по поляков и по литву пошлю. И мне де уже будет надежно, и государство мое будет без опасенья, и в римскую веру всех приведу. А то де я уже здеся видел: хотя ково безвинно велю убити,
 

[3] С. Мнишек – сын Юрия Мнишка, староста Саноцкий.

[4] Вишневецкий Константин – князь, брат князя Адама Вишневецкого, бывшего хозяина Г. Отрепьева, который в 1603 г. стал его сторонником и представил королю. Константин Вишневецкий в отличие от брата был католиком, сопровождал Лжедмитрия в Москву.

1606 г. май. Показания Станислава и Яна Бучинских и Юрия Мнишка о Лжедмитрии I. РГАДА. Ф. 79. Сношения России с Польшей. Оп. 1. Кн. 26.

(Л. 50 об.)

а них то ни за ково и слова не молыт.

И они де, Бучинские, говорили: Слышели есмя здеся у многих, что за веру здеся итак нас не любят, а только стать неволею приводити, и за то станут все народом.

И розстрига Гришка говорил: Видели де есте сами, что здеся делаетца, нароком де есми приказал поляком и всяких розных вер людем ходити здеся в большую их церковь и по всем их церквам в саблях и как хто ходит. И они де сперва поговаривали меж себя таино, а ныне де уже то ни за што. И яз де велел поляком носити кресты у поясов и ниж гораздо пояса, и назади,

1606 г. май. Показания Станислава и Яна Бучинских и Юрия Мнишка о Лжедмитрии I. РГАДА. Ф. 79. Сношения России с Польшей. Оп. 1. Кн. 26.

(Л. 51)

а они де тому кланяютца. И в церкви де так ходили, и за то де нихто никаков человек никакова слова не молвил.

А как де я венчался, и у меня де в ту пору большое опасенье было, потому что по их крестьянскому закону первое крестив, да тож ввести в церковь, а не крестив, никому иных вер в церковь не входити. И яз де нарочно велел быти в ту пору в церковь люторем, и кольвинцом, и евангиликом, и иных всяких вер людем. И они де в церкви были, и слышел де есми, что и образом их ругалися и смеялися, и в церкви иные сидели в обедню, а иные спали, на образы преклонясь. И за то де никаков человек не смел слова молвити. А больши де

1606 г. май. Показания Станислава и Яна Бучинских и Юрия Мнишка о Лжедмитрии I. РГАДА. Ф. 79. Сношения России с Польшей. Оп. 1. Кн. 26.

(Л. 51 об.)

есми всего боялся, что цесарева моя римские веры, и нечто митрополиты и архиепискупы и епископы упрямятца, не благословят и миром не помажут и во много лет не станут поминати. И как де есми вшол венчатися в церквь, и яз де что хотел, то и делал, все де делалося по моему хотенью и воле...

1606 г. май. Показания Станислава и Яна Бучинских и Юрия Мнишка о Лжедмитрии I. РГАДА. Ф. 79. Сношения России с Польшей. Оп. 1. Кн. 26.

(Л. 52)

...велю костелы римские ставити, а в церквах руских пети не велю. И то де все совершу, на чом де есми присягал папе и кардиналом и арцыбискупом и бискупом, и как де есми воеводе под клятвою в письме своем написал...»

1606 г. май. Показания Станислава и Яна Бучинских и Юрия Мнишка о Лжедмитрии I. РГАДА. Ф. 188. Рукописное собрание РГАДА. Оп. 1. № 472.

Выписка:

(Л. 279 об.)

«...Воевода Сендомирской Юрья Мнишек сказал перед всеми бояры, что писал к нему розстрига Гришка с Москвы за своею рукою, а дал ему город Смоленеск со всем уездом да и Северу всю и поволил в них костелы и монастыри римской веры ставити. Да он же вор розтрига Гришка Отрепьев писал к папе римскому с попом его с Ондреем езувитом[5], а в грамоте ево написано в том, что мысль его вся Ростригина и раденье ото всего сердца к папе римскому и к ево латинской вере и как ему обещался…от греческие веры в латинскую отступил и всех людей своего государства на то привесть хотел...»
 

[5] Имеется в виду иезуит Андрей Лавицкий, находившийся в Москве.

В начало страницы

Выписка:

(Л. 47)

«...Да сказывали в розспросе Станислав да Ян Бучинские, которые жили вверху у тайные думы и у всяких у тайных дел его.

Канун де того дни в пятницу маия в 16 день, как того Розстригу убили, говорил тот Розстрига наодне со князем Костянтином Вишневетцким, а они были туто ж.

Время де мне своим делом промышляти, чтоб государство свое утвердити и вера костела римского розпространити. А начальное де дело

Выписка:

(Л. 47 об.)

то, что бояр побити, а не побить де бояр, мне самому от них быть убиту. А только де побью бояр, и яз что хочю, то учиню.

И Вишневетцкой и они, Бучинские, молыли: Да только ему побити бояр, за них землею станут.

И розстрига де Гришка молыл: То де уже у меня умышлено тем обычаем, велел де я вывести за город наряд весь, будто для потехи, и в сю де неделю маия в 18 день велел туто выехати за город, будто стрельбы смотрити воеводе и сыну его, старосте сенатцкому, и Тарлом[1], и Стаднитцким, и ротмистру Доморатцкому[2], и с ним всем поляком и литве в збруе во всей и с оружьем. И как яз
 

[1] Тарло – родственники Марины Мнишек по материнской линии.

[2] Доморацкий – капитан, наемный военный Лжедмитрия I.

Выписка:

(Л. 48)

выеду на стрельбу, а за мною будут бояре все и дворяне, и как учнут из наряду стреляти, и в ту пору поляком всем ударити на бояр и дворян и их побивати. А то де есми указал же, кому на ково на бояр приехати и убити: князя Федора Мстиславского убити Михаилу Ратомскому, а Шуйских Тарлу да Стаднитцким... А убити де велел есми бояр, которые здеся владеют, дватцать человек. И как де тех побью, и во всем будет моя воля...

Выписка:

(Л. 50)

И они де, Бучинские, молыли: таких ты бояр велишь побити, да кому у тебя в государстве уряжати и кому в приказех быти?

И Гришка де розстрига говорил: То де уже у меня умышлено, ныне де у меня здеся готовы воевода Сендомирской и староста Сенатцкой[3], да ты, Вишневетцкой[4], да Тарлы, да Стаднитцкие, да вы, Бучинские, и иные ваши приятели, а по иных де по поляков и по литву пошлю. И мне де уже будет надежно, и государство мое будет без опасенья, и в римскую веру всех приведу. А то де я уже здеся видел: хотя ково безвинно велю убити,
 

[3] С. Мнишек – сын Юрия Мнишка, староста Саноцкий.

[4] Вишневецкий Константин – князь, брат князя Адама Вишневецкого, бывшего хозяина Г. Отрепьева, который в 1603 г. стал его сторонником и представил королю. Константин Вишневецкий в отличие от брата был католиком, сопровождал Лжедмитрия в Москву.

Выписка:

(Л. 50 об.)

а них то ни за ково и слова не молыт.

И они де, Бучинские, говорили: Слышели есмя здеся у многих, что за веру здеся итак нас не любят, а только стать неволею приводити, и за то станут все народом.

И розстрига Гришка говорил: Видели де есте сами, что здеся делаетца, нароком де есми приказал поляком и всяких розных вер людем ходити здеся в большую их церковь и по всем их церквам в саблях и как хто ходит. И они де сперва поговаривали меж себя таино, а ныне де уже то ни за што. И яз де велел поляком носити кресты у поясов и ниж гораздо пояса, и назади,

Выписка:

(Л. 51)

а они де тому кланяютца. И в церкви де так ходили, и за то де нихто никаков человек никакова слова не молвил.

А как де я венчался, и у меня де в ту пору большое опасенье было, потому что по их крестьянскому закону первое крестив, да тож ввести в церковь, а не крестив, никому иных вер в церковь не входити. И яз де нарочно велел быти в ту пору в церковь люторем, и кольвинцом, и евангиликом, и иных всяких вер людем. И они де в церкви были, и слышел де есми, что и образом их ругалися и смеялися, и в церкви иные сидели в обедню, а иные спали, на образы преклонясь. И за то де никаков человек не смел слова молвити. А больши де

Выписка:

(Л. 51 об.)

есми всего боялся, что цесарева моя римские веры, и нечто митрополиты и архиепискупы и епископы упрямятца, не благословят и миром не помажут и во много лет не станут поминати. И как де есми вшол венчатися в церквь, и яз де что хотел, то и делал, все де делалося по моему хотенью и воле...

Выписка:

(Л. 52)

...велю костелы римские ставити, а в церквах руских пети не велю. И то де все совершу, на чом де есми присягал папе и кардиналом и арцыбискупом и бискупом, и как де есми воеводе под клятвою в письме своем написал...»

Выписка:

(Л. 279 об.)

«...Воевода Сендомирской Юрья Мнишек сказал перед всеми бояры, что писал к нему розстрига Гришка с Москвы за своею рукою, а дал ему город Смоленеск со всем уездом да и Северу всю и поволил в них костелы и монастыри римской веры ставити. Да он же вор розтрига Гришка Отрепьев писал к папе римскому с попом его с Ондреем езувитом[5], а в грамоте ево написано в том, что мысль его вся Ростригина и раденье ото всего сердца к папе римскому и к ево латинской вере и как ему обещался…от греческие веры в латинскую отступил и всех людей своего государства на то привесть хотел...»
 

[5] Имеется в виду иезуит Андрей Лавицкий, находившийся в Москве.