1605 г. августа 23. Жалованная грамота царя и великого князя Дмитрия Ивановича (Лжедмитрия I) архимандриту Ярославского Спасо-Преображенского монастыря Феофилу, старцу Кириллу и казначею старцу Сергию с братией на монастырские вотчины.
Ф. 582. Оп. 1. Д. 395. Л. 1–2. Подлинник.
В нижнем поле листа имеется красная гербовая восковая печать на красном шелковом шнуре.
Выписка:
(Л. 1)
«Се аз царь и великий князь Дмитрей Иванович всеа Русии пожаловал есми Спаскаго монастыря, что в Ярославле, архимандрита Феофила, да старца Кирила, да казначея старца Сергея з братьею, или хто по них в том монастрые иный архимандрит или братья будут, что били мне они челом и положили передо мною прежние жалованные грамоты на монастырскую вотчину, да на слободку, что в Ярославле за посадом, под Никитцкою слободою, да на перевоз, что на реке на Волге и на Котороси, и нам бы их пожаловати велети им те прежние жалованные грамоты переписати на мое царево и великаго князя Дмитрея Ивановича всеа Русии имя. А в грамотах жалованных написано, что их монастрыская вотчина в Ярославском уезде сельцо Еремейцово, да сельцо Никольское, да сельцо Овсецово, да сельцо Резанино, да сельцо Балакирево, да сельцо Семеновское, да сельцо Офонасово, да деревенька […] и Давыдовские, сельцо Калово, да слободка новая Благовещенская, с деревнями, да сельцо Полиехтово, да сельцо Фефилово, [да сельцо Зах]арьино, да сельцо Федоровское, да Головинские да новые, да ерославские и сандыревские деревеньки, да сельцо […], сельцо Клокарево, да сельцо Рохманово, да в Романовском уезде сельцо Борисоглебское, да сельцо […] сельцо Старое, да в Костромском уезде деревенька Пупышево, да в Московском уезде сельцо […] и в деревнях учнут жити людей и крестьян наши наместницы и волостели и их туны, тех людей […] душегубства и разбоя и татьбы с поличным, ни кормом своих на них не емлют и не всылают к ним ни по что, […] у них не берут и не въезжают к ним ни по что, а ведает и судит тех своих людей архимандрит […] прикажет, а случится суд смесной тем их людем с гороцкими или становыми людьми и наместницы наши и их тиуни судят, а архимандрит с братиею с ними ж судит, а прав ли будет или виноват монастырской человек, и он в правде и в вине архимандриту с братиею или их приказщику, а намесницы наши и их тиуны в монастрыскаго человека ни в правого, ни [ви]новатого не вступаются, а прав ли будет или виноват городцкой или становой человек, и он в правде и в вине намесником и их тиуном, а кому будет чего искать на архимандрите и на его братие и на его приказщикех, и мы учинили им в году один срок […] после зборнаго воскресения, а судит их наш бояринския дворецкой Большаго дворца, а хто на них не по[…] […]акинет сильно и ту безсудную возмет, и мы к тому сроку ездить им не велели, а та безсудная не в [безсудную] и к ним в монастырь к архимандриту с братиею и к их монастырским людем боярские люди и иные нихто на пиры и на [братчины] не ходят, а хто к ним на пир или на братчину придет пити не зван, и они того вышлют вон безпенно, а не пойдет вон, а учнет у них пити силно, а учинитца у них тут какая гибель, и тому та гибель платит вдвое без суда и […]. И наши князи и бояре и всякие ездоки сильно у них не ставятца ни подвод, ни кормов у них не емлют, [а кому у них] случитца стати и он корм свой и конской купит как ему продадут. Также есми архимандрита с бра[тиею] пожаловал, что дед наш великий государь блаженные памяти князь великий Василей Иванович всеа Русии [прежняго спаска]ого архимарита Иону с братиею пожаловал в Ярославле пустым местом на мозжеельнике за посадом под Никитскою слободою, по конец Киселевы слободы, от Ершова врага по обе стороны врага Паутовца до правого [плеса под] дворы и под огороды, да под монастырем тремя пустыми дворищи и жалованную грамоту на те ме[ста им дал] и они на тех на трех пустых дворовых местех устроили Божием милосердие храм Богоявления Господа нашего Иисуса Христа, [а на мозжеель]нике два храма Николы чудотворца да Пятницы Святые, и дворы на тех пустых местех и на мозжеельнике поставили ж, а писцы за ними тое слободку написали Спасская, а сошного писма в той их Спасской слободке написали в живущем соха без трети и жалованную грамоту архимандрит Феофил и строитель старец Мисаил пе

(Л. 2)
ред нами положили ветху, а в той их грамоте пишет: Се яз князь великий Василий Иванович всеа Русии пожаловал есми Спаского архимарита Иону с братиею или хто по нем иный архимарит будет местом пустым в городе в Ярославле на мозжеельнике под Никицкою слободою, подле Киселевы слободы по обе стороны Паутовца врага, подле дорогу, [что идет к] правому плесу, да на посаде тремя дворищи пустыми: Илюшинским, да Ушаковским, да Онфимовским [Авакумова], а велел есми им то место и те дворища отвести дьяку Максиму Горину для того, что были их дворы монастырские около монастыря близко, и те дворы у них монастрыские в пожар погорели, и яз князь великий архимариту тех дворов монастырских на тех местех старых около монастыря ставить не велел, а велел есми им то место пустое дати где им дворы ставити свои монастрыские, а те трия дворища пустые велел есми им к монастырю припустити, и хто у них на том месте на пустом учнут житии, и тем их людем с гороцкими людьми к сотцким и к десятцким с тяглыми людьми и в целовальники не тянут, ни в какие проторы, ни в розметы, опричь посошные службы и пищального наряду и городового дела. Дана грамота на Москве лета 7019 [1511], а назади тое грамоты написано: отец наш блаженные памяти князь великий Иван Васильевич всеа Русии по сей грамоте пожаловал спаского архимандрита Иону с братиею месты пустыми, а наместником ярославским и их тиуном и городовым прикащиком и всем пощлинником сее грамоты рушити не велел никому ни в чем, а велел ходити по тому, как в ней писано, а подписал дьяк меньшой Путянин лета 7047 [1539]. А в другой подписи написано: отец наш блаженные памяти царь и великий князь Иван Васильевич всеа Русии сее грамоты слушел, а выслушав, Спаскаго монастыря архимарита Иоасафа с братиею, или хто по нем иный архимарит будет пожалован, велел им сю грамоту подписати на свое царево и великого князя имя, и сее у них грамоты рушати не велел никому ни чем, а велел ходити по тому, как в сей грамоте писано, а подписал дьяк Юрий Сидоров лета 7059 [1551]. Также есми архимарита с братиею пожаловал, что написано в жалованной грамоте брата нашего блаженные памяти царя и великого князя Федора Ивановича всеа Русии, что в Ярославле за спасским архимаритом Феодосием з братиею был [перевоз] на реке на Волге и на Котороси исстари, и ож будет так, и пожаловал их теми перевозы по старине как было преж сего за ними, а намесники мои ярославские и их тиуны в те перевозы не вступаютца по старине, а через сю мою грамоту хто что на них возьмет или чем изобидит, быти тому от меня, царя и великаго князя, в казни. А писана грамота на Москве лета 7092 [1584], июня в 29 день. И яз царь и великий князь Дмитрей Иванович всеа Русии пожаловал жалованных грамот выслушав спаского архимарита Феофила, страца Кирила, да казначея старца Сергея з братиею или хто по нем в том монастыре иный архимарит и братия будут пожаловал велел те у них грамоты переписати на свое царево и великого князя Дмитрея Ивановича всеа Русии имя и дал им свою новую жаловалную грамоту и велел ходити о всем по тому, как в сей грамоте писано. Дана грамота на Москве лета 7113 [1605], августа в 23 день.»
