1606 г. мая 29 - 1607 г. февраля 13. Статейный список посольства в Польшу посланников кн. Г.К. Волконского и дьяка А. Иванова с объявлением о вступлении на престол Василия Шуйского.
Повесть о Смуте из статейного списка.
Ф. 79. Сношения России с Польшей. Оп. 1. Кн. 26. Л. 1–340.
Общий вид документа


Текст «Повести о Смуте»:
(Л. 1)
«За умноженье грех Богу попущающу, врагу ж действующу, великое Росийское царство яко море восколебася и неистовыя глаголы яко свирепые волны возшумеша, и неукротимо и ненаправляемо. А ще и кормчии мудри беша, но ярость моря сих повреди и суетну мудрость их сотвори и во своя стремления все обрати. Начальнии ж бояре и стратиги многосуетному волнению противишася, но не успеша суровому народскому глаголанию. Мнозии ж от ярости дыша и пострадаша от безчинных, и нелепыя их словеса яко стрелы смертным ядом летаху на ня,

(Л. 1 об.)
и не точию словеса, и раны злы воздающи. Действом же вражиим начало злу сему бысть от коруны Польские и Великого княжества Литовского, от Жигимонта короля и от панов рад. Понеже в лето

(Л. 2)
от Бога и рукописание врагом дав на ся: аще коснетца царского венца действом их, то чюж благодати божия навеки будет. И мечтами бесовскими нача называтися достохвальнаго и великого государя царя и великого князя Ивана Васильевича всеа Русии сыном, царевичем Дмитреем. И видев сию богопусну язву над великим Росийским государством, великий начальный боярин князь Василей Иванович Шуйской, и разжигаем любовию по истиней вере, и от совести влеком, понеже от благочестива корени сих росийских царей бе. О нем же впреди храбрость и ревность по Бозе и величество благочестия его повесть объявил, видя

(Л. 2 об.)
церковь колеблющуся и едва пасти ся не хотящу. Видев истинную непорочную хрестиянскую веру попираему и разоряему, церковныя пастыря и строители в заточении и во изгнании, и во узах и в темницах, овии ж от страха ослабеша, народное ж множество, яко обюродевши, не стыдящеся ни величества муж, ни святительска сана, ни честных бывших стратиг, овии ж от прелести вражья сего проклятаго волка и от латын проклятых еретиков, овии ж и знающе прелесть, но злобою на Бориса дышуще, понеже убо сей скифетр правяще сурово, а не царски. И вся злая царству и х конечной погибели случашеся. Увы, хто не постонет и зело не пе

(Л. 3)
чалует о таковых, яже грех ради наших бываемая.
И прежреченной государь, укрепяся верою, яко лев распалався по Христове церкви рыкая и глаголя не обинуяся: вскую шататетеся безумнии, почто тщетным поучаетеся? Сами видите истинну бывшую: многим хвалам достойного государя нашего царя и великого князя Ивана Васильевича всеа Русии сын царевич Дмитрей повелением Бориса, яко агнец незлобив, заклан, и мнози свидетели смерти его, паче ж сей великий государь, иже праведное и многострадальное тело сего страстотерпца погребе, и многая свидетельства о убиении сего страдальца изрече. И сия слышав, злый и богомерский еретик, вторый скверный

(Л. 3 об.)
сын диявол Ульян законопреступник, но и паче же сего, понеже бо от простых от хужших родитель, и иночества и дияконства сан обругав, нападает на сего проповедника и злыми томительствы душу праведнаго мучаще, и смерти предати восхоте. Но Богу соблюдающе его истинны ради, в смерти место царство ему даровати хотящу и во узы в заточении в темницы юз з братью его отсылает. И имения вся расхитив, но Богу соблюдающе его яко Иосифа, им же Египет спасти хотя. Внегда ж по действу Святаго Духа свобожение от темницы сего приемлет и царствующаго града достизает, и виде в нем пач разливающуся прелесть и веру

(Л. 4)
конечно погибающу, и многая латынская учителя приведены, не точию ис Польши, но и из Риму от папы, еже бы како разорити истинная непорочная крестьянска вера и утвердити прелестная учения латынския ереси. И иная злая умыслив окаянный и проклятый богоотступник: многих вои от Польши приведе на се, еже бы потребитився начальныя люди, бояре и воеводы, и вся начальствуемые, и честные, и разумные люди, да не противятца беззаконному и злопагубному делу его. И взем за ся проклятый у поляка, у воеводы Сендомирского дщерь римские ереси, и не крестив, повеле венчати ю царским венцем в соборной и апостолстей церкви,

(Л. 4 об.)
и освященным миром некрещеную помазати повеле на праге, в царских дверех. И многих злых еретиков в соборной храм Матере Божия введе, колвинцов, и новокщенцов, и ариян, и люторов, и римлен. И не токмо сих, и богоубийц жидов на осквернение храма приведе. В соборном храме в день того богоотступника свадьбы честным иконам и честному и животворящему кресту и святым мощем великих чюдотворец многая поношения и поругания быша.
И видев таковая злая бываема и до конца разрушаема християнская вера, дерзосердый же страдалец ноипаче распалашеся любовию по Христе и красная века сего

(Л. 5)
суетна вменяше, дерзостно взывает и к подвигом устремлятися повелевает, к Творцу и Содетелю все упование возложив, яко близ есть всем призывающим его, и обличает всем явне злаго и проклятаго богоотступника и волхва и разорителя истинныя нашея непорочные веры. Тогда Сын и Слово Божие коснуся сердец отемненых и ослепленных прелестию, крестьянского народа всего Московского государства, и возрыдав и востенав от сердца и слезы от очию их, яко быстирна вод, изливашеся, видя таковая злая бываема и до конца разрушаему крестьянскую веру и церковное осквернение и честных икон обругание, и злаго и смердящаго пса бого

(Л. 5 об.)
отступника и волхва, ан царском славнем престоле седящаго, и совокупишеся и обличивше его проклятого вражью прелесть. И царицу великую княгиню иноку Марфу всенародным множеством воспросивше, онаж все явне и поведа: яко сын ее царевич Дмитрей на Углече убьен бысть повелением Бориса

(Л. 6)
приде, и поведати не смеюще долго время, бояшася злаго прещения его и женскою немощию одержима, мужественне дерзнути не смеяше. Нагия ж все то ж исповеда. Тогда многособранное воинство и весь народ Росийского государства, прося от вышнего Бога помощи и храбростию распалавшеся, мужественне дерзаху на разорителей истинныя веры нашея, не в бронех, ни со оружии, но с помощию всесильнаго Бога. Врази ж веры нашея спяти быша и падоша. Злаго же и проклатого волхва и богоотступника, смердящаго пса Гришку Отрепьева злой смерти предаша и на обличение всему народу среди града положиша, яко да и прочии, видевши, уве

(Л. 6 об.)
рятся истинны.
И утвердившеся на степени православия и свободившеся от всех зол, и врагов веры своея победивше, и славословие Богу воздавше о непобедимом даре его, и молив всемилостиваго Бога и Пречистую Богородицу и всех святых усердно со слезами, да просветит их сердца, еже бы просити, кому прияти скифетр царствия. И по сем совокупившеся вси, митрополиты, и архиепископы, и епископы, и архимандриты и игумены, и весь Освященный собор, и бояре, и окольничие, и дворяне и дети боярские, и все христолюбивое воинство, и гости и торговые люди, и всякие люди Московского государства, и советовав единомысленно все вкупе. И по святой божией воли и по действу

(Л. 7)
Святого Духа, яко единеми усты исповедаху вси и со усердием молиша великого государя князя Василья Ивановича, да примет скифетр царствия и да утвердит истинную православную веру и расточенная и разоренная исправит, понеже он великий государь от кореня великих государей наших, царей и великих князей росийских, от великого князя Рюрика, иже от колена Августа кесаря римского, и равноапостольного великого князя Владимера, просветившего Рускую землю святым крещением, и от достохвального царя и великого князя Александра Ярославича Невскаго, от сего убо прародители твои, великие государи, на уделы преселиша на Суздальское княжение, якож обычай бе меншим братьям на уделы садитеся,

(Л. 7 об.)
и сих сродник ваших начальных государей корень предста. Но паче ж его молиша за премножество мудрости и за поборательство истинны и за неизреченную милость ко всем человеком. Ему ж, великому государю, много отрицающуся и не хотящу прияти, они ж со множеством плача молиша его, да не преслушаетца народского моления и не противитца божьей воле, яко глас народа глас божий бывает. И аще преслушаетца, и вскоре не помилует, а врази веры нашея и все пограничные государи услышат без государства великую Росию, и церкви в разорении будут, и люди все в расхищении, ноипач же межусобственныя брани умножатца, не обыкоша росийстии народи безгосударственны бывати. И таковая слышев,

(Л. 8)
милостивым сердцем на прошение призирает и на волю всемогущаго Бога себя возлагает, нрав милости преклоняет. Его истиннаго пастыря дело, еже полагати душа своя за отца не сумневаетца о сем, яко расхищено до конца многолетное хранилище царское и тмочисленное воинство оскуде, и вся пространная и широкая царства Росийского в тесноте и в великом оскудении. Но на Бога сей надежду возлагает, ведый, яко вся возможна верующему. И молят его всенародное множество, яко да возложит царский венец на главу свою и скифетр правлению, якож их, великих государей чин и достоянье.

(Л. 8 об.)
Благочестивый же и христолюбивый великий государь царь и великий князь Василей Иванович всеа Русии самодержец, просив у вседержителя Бога милости, советовав з богомольцы своими, с митрополиты, с архиепископы, и с епискупы и со всем Освященным собором, и з боляры, и со всем сынгклитом, и со христолюбивым воинством, принял скифетр Росийского царствия, учинился на прародитлей своих государской степени, на Московском государстве и на всех великих и преславных государствах Росийского царствия государем царем и великим князем всеа Русии самодержцем и венчался царским венцом и диадимою по древнему их царскому чину и достоянью, ими же венчалися и прародители его и сродницы,

(Л. 9)
великие государи цари и великие князи росийские июня в 1 день
Выписка из статейного списка:
«… А в Литву к Жигимонту королю польскому и к великому князю литовскому приговорил государь з бояры послати посланников государство свое обестити и о неправдах его королевских и панов рад, которые починилися с их стороны в перемирные лета через крестное целованье выговорити. А литовским послом, которые приехали от Жигимонта короля к вору к розстриге Гришке Отрепьеву, Николаю Олешнитцкому да Александру Гасевскому, приговорил государь з бояры быти им на Москве по таместа, покаместа Жигимонт король своими посланники з государем

(Л. 9 об.)
обошлетца.
А Сендомирского воеводу з дочерью и со всеми его приятели, которые были приехали к Розстриге на свадьбу, и тех панов, которые приехали с Розстригою, лутчих людей приговорил государь розослать по городом…

(Л. 61 об.)
… и вы Жигимонт король и паны рада, преступив свое крестное целованье

(Л. 62)
и поруша мирное постановенье и хотячи Московское государство в разоренье видети и кроворозлитье всчати, тому вору поверили, и не сыскав и не розспрося про того вора, людьми и казною и всякими мерами на разоренье Московского государства ему помогали…

(Л. 88 об.)
… А будет паны рада спросят, какими обычаи тот вор Розстрига убит и какою смертью скончался, и князю Григорью и диаку Ондрею говорити: как изо всех городов Московского

(Л. 89)
государства дворяне и всякие служилые люди к Москве съехались, и царица и великая княгиня инока Марфа Федоровна всеа Русии, царевичева Дмитреева Углетцкого мать, и великий государь наш царь и великий князь Василей Иванович всеа Русии самодержец, и бояре, и дворяне, и всякие служилые люди, и гости того богоотступника вора Розстригу Гришку Отрепьева обличили всеми его злыми богомерскими делы, что он прямой вор богоотступник, вор еретик Гришка Отрепьев. И тот богоотступник вор еретик Гришка, видя себя своими злыми делы обличаема, сказал перед великим государем нашим

(Л. 89 об.)
царем и великим князем Васильем Ивановичем всеа Русии и перед бояры и перед дворяны и перед всем многонародным множеством Московского государства, что он прямой Гришка Отрепьев, а делал то все, отступя от Бога и православные крестьянские веры бесовскими мечтами. И за те его злые богомерские дела осудя истинным судом, всенародное множество Московского государства убили…»
