Содержание

Дополнительно

Назад, к разделу
№ 50

1611 г. октября 6. Грамота (окружная) архимандрита Троице-Сергиева монастыря Дионисия и келаря Авраамия Палицына к населению городов Пермской земли с призывом к борьбе против "польских и литовских людей" и о присылке ратных людей под Москву.

Российский государственный архив древних актов.
Ф. 135. Древлехранилище. Приложение. Рубрика III. № 56. Л. 1–6. Копия XIX в. Свиток на пергамене, листы скреплены суровыми нитками.
Дар русского посла в Вене кн. А.Б. Лобанова-Ростовского МГАМИД.
Публикации: СГГД. Ч. 2. № 275. С. 577–579.
6 октября 1611 г. датируется еще несколько грамот троицких властей, в том числе в Нижний Новгород. По мнению С.Ф. Платонова, троицкие грамоты 1611–1612 г. были обращены ко всей земщине и звали ее на борьбу с поляками и изменниками, сидевшими в Москве. Грамоты не упоминают о розни межу Заруцким и Ляпуновым и гибели последнего. Они призывают города и земские силы соединиться с казачеством. Грамоты патриарха Гермогена, напротив, призывали к борьбе с казачьим беззаконием. Лишь в 1612 г. троицкие власти стали ориентироваться не на подмосковные таборы, а на ярославское ополчение во главе с Пожарским.
1611 г. октября 6. Грамота (окружная) архимандрита Троице-Сергиева монастыря Дионисия и келаря Авраамия Палицына к населению городов Пермской земли с призывом к борьбе против «польских и литовских людей» и о присылке ратных людей под Москву. РГАДА.

Общий вид футляра, в котором хранится документ


1611 г. октября 6. Грамота (окружная) архимандрита Троице-Сергиева монастыря Дионисия и келаря Авраамия Палицына к населению городов Пермской земли с призывом к борьбе против «польских и литовских людей» и о присылке ратных людей под Москву. РГАДА.

Выписка (текст передан по публикации):

«Богом спасаемаго града Перми Великия архимандритам, и игуменам, и протопопам, и попам, и дьяконам, и всему освященному собору, и боярину и воеводе Матвею Михайловичу, и дьякам и головам стрелецким, и дворянам и детем боярским, и гостям и посадским жилецким людем, и стрельцам, и козакам, и всяким служилым людем Перми Великия и всего Пермскаго уезда и пригородов живоначальныя Троицы Сергиева монастыря архимандрит Дионисий да келарь старец Авраамий Палицын и соборные старцы челом бьют.

Божиим праведным судом за умножение грехов всего православнаго христианства в прошлых годех учинилося в Московском государстве междуусобие, не токмо между общаго народа христианскаго, но и самое сродное естество пресечеся, отец на сына и сын на отца и брат на брата воста, единородная кровь в междуусобии проливалася; и усмотря таковое междуусобное время в Московском государстве, умысля вражиим наветом, предатели христианские, Михайло Салтыков да Федька Андронов с своими советники, оставя нашу истинную православную крестьянскую веру, приложилися к проклятому латынству, искони вечным врагам крестьянским, к польским и к литовским людем, и навели их иноплеменен народ на святыя божии церкви разорение и божии образы поругание и на нашу истинную крестьянскую православную веру разорение. И учинили польские и литовские люди лукавую прелесть, лучшие полские и литовские люди целовали кресть Господень на том: быти было на Московском государстве королевичу Владиславу на православной нашей крестьянской истинной вере, а польским и литовским людем, всем до одного человека, из Московского государства вытти было, и королю от Смоленска со всеми людми отойти в Литву. И в том во всем литва солгали, животворящаго креста Господня целованье преступили. И в прошлом во 119-м году марта в 19 день те ж предатели христианские, Михайло Салтыков да Федька Андронов с своими советники, умысля такоевое страшное и злое дело, с польскими и с литовскими людми Московское государство выжгли, и людей высекли, и святыя божия церкви и образы до конца разорили и поругали, и твердаго адаманта и непоколебимаго столпа паче подобно рещи, новаго исповедника, святейшаго Гермогена патриарха Московского и всея Русии с престола безчестно изринуша и во изгнание нужне затвориша, и безчисленную крестьянскую кровь розлили. Мы же имеем его себе пастыря и учителя и неотступна своего ему святительскаго престола и непрестанные моление и молитвы о немвозсылаем к Богу.

И видя такое злое и страшное дело, оставшие православные крестьяне Московскаго государства бояре и воеводы, князь Дмитрий Тимофеевич Трубецкой, да Иван Мартынович Заруцкой со многими воеводами, а с ними дворяне и дети боярские, и головы стрелецкие, и атаманы, и козаки, и стрельцы, и всякие служилые люди, положа упование на всесильнаго Бога и на Пречистую Богородицу, пришли под Москву изо многих городов и из уездов для избавления православныя нашия крестьянския истинныя веры, чтобы и до конца наша православная крестьянская вера не разорилась от предателей крестьянских, и стоят на Москве в Большем в Каменном цареве городе, а изменников и богоотступников и предателей веры крестьянския, Михайла Салтыкова да Федьку Андронова с товарищи, и польских и литовских людей осадили в Китае городе и в Кремле и над ними, прося у Бога милости, промышляют, и тесноту им чинят великую, в Китае городе дворы верховым боем выжгли все, и ожидаем Божия милости и помощи, на врагов победы. А ныне пришед к Москве к литовским людем на помощь Хоткевич с польскими и литовскими людьми, и сказывают нам выходцы и языки, что с ним пришло всяких людей с две тысящи человек, и стали по дорогам в Красном селе и по Коломенской дороге, чтобы им к бояром и к воеводам и ко всем ратным людем, которые стоят за православную крестьянскую веру, никаких запасов не пропустить и утеснением гладным от Московского государства отженути… А коширяне и туляне и калужане и иных замосковных городов дворяне и дети боярские и всякие служилые люди к Москве пришли, а из Северских городов Юрий Беззубцов со всеми людьми идет к Москве ж наспех, а по сторону Москвы многих городов дворяне и дети боярские и всякие служилые и ратные люди сбираются ныне в Переславле Залеском, а хотят идети в ход к Москве ж. И вам бы, общему народу христианскому всея Великой Пермския земли и с уезды и с пригороды… стати с ними обще заодно против предателей крестьянских и богоотступников, Михайла Салтыкова да Федьки Андронова и их советников, против вечных врагов креста Христова, польских и литовских людей… и служилые бы люди однолично безо всякаго мешканья, поспешили под Москву в сход ко всем боярам и воеводам и всему множеству народа всего православнаго крестьянства… и обще обещаемся подвиг сотворити, а ще и до смерти пострадати за православную истинную христианскую сущую нашу веру… ратными людьми помогите, чтобы ныне под Москвою скудости ради утеснением боярам и воеводам и всяким воинским людем порухи не учинилось никоторыя, о том много и слезно со всем народом христианским вам челом бьем. Писан у Троицы в Сергиеве монастыре лета 7120 октября в 6 день»

В начало страницы

Общий вид футляра, в котором хранится документ

Выписка (текст передан по публикации):

«Богом спасаемаго града Перми Великия архимандритам, и игуменам, и протопопам, и попам, и дьяконам, и всему освященному собору, и боярину и воеводе Матвею Михайловичу, и дьякам и головам стрелецким, и дворянам и детем боярским, и гостям и посадским жилецким людем, и стрельцам, и козакам, и всяким служилым людем Перми Великия и всего Пермскаго уезда и пригородов живоначальныя Троицы Сергиева монастыря архимандрит Дионисий да келарь старец Авраамий Палицын и соборные старцы челом бьют.

Божиим праведным судом за умножение грехов всего православнаго христианства в прошлых годех учинилося в Московском государстве междуусобие, не токмо между общаго народа христианскаго, но и самое сродное естество пресечеся, отец на сына и сын на отца и брат на брата воста, единородная кровь в междуусобии проливалася; и усмотря таковое междуусобное время в Московском государстве, умысля вражиим наветом, предатели христианские, Михайло Салтыков да Федька Андронов с своими советники, оставя нашу истинную православную крестьянскую веру, приложилися к проклятому латынству, искони вечным врагам крестьянским, к польским и к литовским людем, и навели их иноплеменен народ на святыя божии церкви разорение и божии образы поругание и на нашу истинную крестьянскую православную веру разорение. И учинили польские и литовские люди лукавую прелесть, лучшие полские и литовские люди целовали кресть Господень на том: быти было на Московском государстве королевичу Владиславу на православной нашей крестьянской истинной вере, а польским и литовским людем, всем до одного человека, из Московского государства вытти было, и королю от Смоленска со всеми людми отойти в Литву. И в том во всем литва солгали, животворящаго креста Господня целованье преступили. И в прошлом во 119-м году марта в 19 день те ж предатели христианские, Михайло Салтыков да Федька Андронов с своими советники, умысля такоевое страшное и злое дело, с польскими и с литовскими людми Московское государство выжгли, и людей высекли, и святыя божия церкви и образы до конца разорили и поругали, и твердаго адаманта и непоколебимаго столпа паче подобно рещи, новаго исповедника, святейшаго Гермогена патриарха Московского и всея Русии с престола безчестно изринуша и во изгнание нужне затвориша, и безчисленную крестьянскую кровь розлили. Мы же имеем его себе пастыря и учителя и неотступна своего ему святительскаго престола и непрестанные моление и молитвы о немвозсылаем к Богу.

И видя такое злое и страшное дело, оставшие православные крестьяне Московскаго государства бояре и воеводы, князь Дмитрий Тимофеевич Трубецкой, да Иван Мартынович Заруцкой со многими воеводами, а с ними дворяне и дети боярские, и головы стрелецкие, и атаманы, и козаки, и стрельцы, и всякие служилые люди, положа упование на всесильнаго Бога и на Пречистую Богородицу, пришли под Москву изо многих городов и из уездов для избавления православныя нашия крестьянския истинныя веры, чтобы и до конца наша православная крестьянская вера не разорилась от предателей крестьянских, и стоят на Москве в Большем в Каменном цареве городе, а изменников и богоотступников и предателей веры крестьянския, Михайла Салтыкова да Федьку Андронова с товарищи, и польских и литовских людей осадили в Китае городе и в Кремле и над ними, прося у Бога милости, промышляют, и тесноту им чинят великую, в Китае городе дворы верховым боем выжгли все, и ожидаем Божия милости и помощи, на врагов победы. А ныне пришед к Москве к литовским людем на помощь Хоткевич с польскими и литовскими людьми, и сказывают нам выходцы и языки, что с ним пришло всяких людей с две тысящи человек, и стали по дорогам в Красном селе и по Коломенской дороге, чтобы им к бояром и к воеводам и ко всем ратным людем, которые стоят за православную крестьянскую веру, никаких запасов не пропустить и утеснением гладным от Московского государства отженути… А коширяне и туляне и калужане и иных замосковных городов дворяне и дети боярские и всякие служилые люди к Москве пришли, а из Северских городов Юрий Беззубцов со всеми людьми идет к Москве ж наспех, а по сторону Москвы многих городов дворяне и дети боярские и всякие служилые и ратные люди сбираются ныне в Переславле Залеском, а хотят идети в ход к Москве ж. И вам бы, общему народу христианскому всея Великой Пермския земли и с уезды и с пригороды… стати с ними обще заодно против предателей крестьянских и богоотступников, Михайла Салтыкова да Федьки Андронова и их советников, против вечных врагов креста Христова, польских и литовских людей… и служилые бы люди однолично безо всякаго мешканья, поспешили под Москву в сход ко всем боярам и воеводам и всему множеству народа всего православнаго крестьянства… и обще обещаемся подвиг сотворити, а ще и до смерти пострадати за православную истинную христианскую сущую нашу веру… ратными людьми помогите, чтобы ныне под Москвою скудости ради утеснением боярам и воеводам и всяким воинским людем порухи не учинилось никоторыя, о том много и слезно со всем народом христианским вам челом бьем. Писан у Троицы в Сергиеве монастыре лета 7120 октября в 6 день»