Содержание

Дополнительно

Назад, к разделу
№ 72

1911 г. Парийский С.М. [О протопопе Савве Ефимьеве – одном из руководителей Нижегородского движения 1611-1613 гг.]. Очерк. Рукопись. Автограф.

Центральный архив Нижегородской области.
ЦАНО. Ф. Р-3039. Парийский Сергей Михайлович – историк, краевед. Оп. 1. Д. 12. Л. 1–28.
Парийский Сергей Михайлович (1870–1930) – нижегородский историк-краевед, преподаватель палеографии и исторической географии Нижегородского отделения Московского археологического института, с 1922 г. работает в Нижегородском педагогическом институте, где в 1928 году стал доцентом кафедры краеведения. В 1904–1918 гг. был членом Нижегородской губернской учёной архивной комиссии (НГУАК). Опубликовал около 90 историко-краеведческих работ.
В очерке на основе дошедших до нас исторических источников отражается видная роль в преодолении Смуты Саввы Ефимьева – протопопа Нижегородского Спасопреображенского собора, имя которого, однако «совершенно исчезло из памяти людской».
1911 г. Парийский С.М. [О протопопе Савве Ефимьеве – одном из руководителей Нижегородского движения 1611-1613 гг.]. Очерк. Рукопись. Автограф. ЦАНО.

Выписка:

(Л. 2)

«…Всякому русскому человеку известны имена Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского, но с недавнего сравнительно времени стали понятны эти имена, оценена их деятельность и значение в истории «Нижегородского подвига». Между тем этот «подвиг» совершен не ими только, но целым рядом лиц, имена которых или только упоминаются летописями или совершенно исчезли из памяти народной.

К числу таких-то деятелей принадлежит протопоп Савва Ефимьев, Нижегородского Спасопреображенского собора, уяснив смысл и значение деятельности которого я и попытаюсь в предлагаемой заметке.

1911 г. Парийский С.М. [О протопопе Савве Ефимьеве – одном из руководителей Нижегородского движения 1611-1613 гг.]. Очерк. Рукопись. Автограф. ЦАНО.

(Л. 3)

Вопрос о деятельности и значении протопопа Саввы в истории «Нижегородского подвига» выдвинут в исторической литературе проф. С.Ф. Платоновым, который доказывает, что Савва «играл такую же видную роль в нижегородской истории, как знаменитые его современники – К.З. Минин и князь Д.М. Пожарский.»

Взгляд проф. С.Ф. Платонова и данные, приводимые им о Савве, сводятся к следующему.

Нижегородский священник Савва около 1604 года становится настоятелем Спасопреображенского Собора и по жалованной грамоте царя Василия Шуйского занимает первенствующее место среди нижегородского духовенства. Во время нижегородского движения Савва был первым выразителем высших слоев нижегородского населения, участвующих в избрании Михаила Федоровича и подписал избирательную грамоту, а затем из Москвы поехав навстречу государю – «его царские очи видети». За свои заслуги Савва был пожалован «местом государевым» в Кремле около Собора, как и Минин…

1911 г. Парийский С.М. [О протопопе Савве Ефимьеве – одном из руководителей Нижегородского движения 1611-1613 гг.]. Очерк. Рукопись. Автограф. ЦАНО.

(Л. 5)

Скудость данных не позволяют выяснить личности, характера протопопа Саввы…, но и эти немногие данные не препятствуют посмотреть на интересующего нас героя несколько с другой стороны, с какой смотрел С.Ф. Платонов, а именно – Савва не только деятель в области «возбуждения патриотизма в народных массах», не только сила нравственная, известная величина в сфере административных сношений, но несомненно крупная финансовая величина, стоявшая в известных отношениях к посаду, имевшая с этим посадом связь, не нравственную только и финансовую. Если же так, то будет понятно и взаимодействие сил Минина и Саввы, которое они проявили в деятельности, в выполнении «Нижегородского подвига». Он и крупнейшая сила общественная…

1911 г. Парийский С.М. [О протопопе Савве Ефимьеве – одном из руководителей Нижегородского движения 1611-1613 гг.]. Очерк. Рукопись. Автограф. ЦАНО.

(Л. 6)

...Принимал-ли участие в разговорах, совещаниях в этом инкубационном периоде нижегородского движения наш герой – протопоп Савва – мы не знаем, но то, что он мог принимать это участие – не подлежит сомнению.

… С воодушевляющей речи Саввы, которая была произнесена им в соборе… начинается официальная история нижегородского движения».

Читать документ полностью В начало страницы

Выписка:

(Л. 2)

«…Всякому русскому человеку известны имена Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского, но с недавнего сравнительно времени стали понятны эти имена, оценена их деятельность и значение в истории «Нижегородского подвига». Между тем этот «подвиг» совершен не ими только, но целым рядом лиц, имена которых или только упоминаются летописями или совершенно исчезли из памяти народной.

К числу таких-то деятелей принадлежит протопоп Савва Ефимьев, Нижегородского Спасопреображенского собора, уяснив смысл и значение деятельности которого я и попытаюсь в предлагаемой заметке.

Выписка:

(Л. 3)

Вопрос о деятельности и значении протопопа Саввы в истории «Нижегородского подвига» выдвинут в исторической литературе проф. С.Ф. Платоновым, который доказывает, что Савва «играл такую же видную роль в нижегородской истории, как знаменитые его современники – К.З. Минин и князь Д.М. Пожарский.»

Взгляд проф. С.Ф. Платонова и данные, приводимые им о Савве, сводятся к следующему.

Нижегородский священник Савва около 1604 года становится настоятелем Спасопреображенского Собора и по жалованной грамоте царя Василия Шуйского занимает первенствующее место среди нижегородского духовенства. Во время нижегородского движения Савва был первым выразителем высших слоев нижегородского населения, участвующих в избрании Михаила Федоровича и подписал избирательную грамоту, а затем из Москвы поехав навстречу государю – «его царские очи видети». За свои заслуги Савва был пожалован «местом государевым» в Кремле около Собора, как и Минин…

Выписка:

(Л. 5)

Скудость данных не позволяют выяснить личности, характера протопопа Саввы…, но и эти немногие данные не препятствуют посмотреть на интересующего нас героя несколько с другой стороны, с какой смотрел С.Ф. Платонов, а именно – Савва не только деятель в области «возбуждения патриотизма в народных массах», не только сила нравственная, известная величина в сфере административных сношений, но несомненно крупная финансовая величина, стоявшая в известных отношениях к посаду, имевшая с этим посадом связь, не нравственную только и финансовую. Если же так, то будет понятно и взаимодействие сил Минина и Саввы, которое они проявили в деятельности, в выполнении «Нижегородского подвига». Он и крупнейшая сила общественная…

Выписка:

(Л. 6)

...Принимал-ли участие в разговорах, совещаниях в этом инкубационном периоде нижегородского движения наш герой – протопоп Савва – мы не знаем, но то, что он мог принимать это участие – не подлежит сомнению.

... С воодушевляющей речи Саввы, которая была произнесена им в соборе… начинается официальная история нижегородского движения».