Содержание

Дополнительно

Назад, к разделу
№ 85

1612 г. ноября 19. Грамота "Совета всей земли" на Белоозеро воеводе С.Н. Чепчугову и дьяку Б. Ильину о присылке на Земский собор для избрания царя десяти человек от посада и уезда.

Российский государственный архив древних актов.
Ф. 1107. Белозерская приказная изба. Оп. 1. № 10. Л. 1-3.
Подлинник. Текст частично поврежден.
Публикации: Веселовский С.Б. Акты подмосковных ополчений и Земского собора 1611–1613 гг. // Смутное время Московского государства. Вып. 5. М., 1911. № 82. С. 99–100.
В грамоте речь идет о подготовке избирательного собора и о совещаниях сословных представителей, входивших в состав «Совета всея земли». На таких совещаниях и было принято решение о созыве нового избирательного земского собора. Белозерским воеводе и дьяку предписывалось выбрать из представителей духовенства, посадских и уездных людей, дворцовых сел и «черных волостей» десять человек «лутчих», разумных и состоятельных. Выборные должны были получить наставление – «приказ», что им «о государственном деле говорити было вольно и безстаршно и… чтоб были прямы безо всякие хитрости». Аналогичные грамоты посланы в ноябре и декабре 1612 г. в Соль Вычегодскую, Новгород, Углич, Осташков. Писали о подобном выборе десяти человек от города «для государственных и земских дел» также в Сибирь, Астрахань, Казань, Нижний Новгород и на Север. Однако к 31 декабря представители многих городов еще не прибыли в Москву. Поэтому срок явки выборных в Москву перенесли с Николина дня на Крещенье (6 января). Число представителей с мест также было увеличено до 30 человек.
1612 г. ноября 19. Грамота «Совета всей земли» на Белоозеро воеводе С.Н. Чепчугову и дьяку Б. Ильину о присылке на Земский собор для избрания царя десяти человек от посада и уезда. РГАДА.

Выписка:

«(Л. 1)

На Белоозеро воеводе господам Степану Микифоровичю Чепчугову да дьяку [Богда]ну Ильину боярин и воевода Дмитрей Трубецкой да стольник и воевода Дмитрей Пожарской с товарыщи челом бьют.

По милости всесильнаго в Троицы славимаго Бога и умолением и помощию Пречистые Богородицы и молитвами всех святых и радением и крепкою службою бояр и воевод и стольников и дворян и всяких ратных людей дом Пречистые Богоматере и московских чюдотворцов многоцелебные мощи в царствующем граде Москве от [поль]ских и от литовских людей очистилася. И бояре и всяких чинов люди, прося у Бога помощи, на Москве в Большом цареве городе и в Китае и в Кремле городе сели. И приходили к нам, к Дмитрею Трубецкому да к Дмитрею Пожарскому, бояре и окольничие и чашники и стольники и дворяне большие и стряпчие и жильцы и дворяне из городов и всяких чинов люди и говорили и с нами советовали,

1612 г. ноября 19. Грамота «Совета всей земли» на Белоозеро воеводе С.Н. Чепчугову и дьяку Б. Ильину о присылке на Земский собор для избрания царя десяти человек от посада и уезда. РГАДА.
1612 г. ноября 19. Грамота «Совета всей земли» на Белоозеро воеводе С.Н. Чепчугову и дьяку Б. Ильину о присылке на Земский собор для избрания царя десяти человек от посада и уезда. РГАДА.

(Л. 2)

чтоб нам всем сослатца во все городы с вами, воеводами и [со] всякими людьми от мала и до велика и обрати б на Владимирское и Московское государство и на все великие государства Росийского царствия государя царя и великого князя всеа Русии, ково нам царя Бог даст. И из городов взять к доброму совету ко обираню с посаду и с уезду з Белазера десяти человек добрых. А срок им учинили Николин день осенней. И вы б, господа, выбрав из ыгуменов и ис протопопов и ис посадцких и из уездных людей из дворцовых сел ис черных волостей десяти человек лутчих и разумных постоятельных людей и пр… к Москве о божьем и о зем [ском боль]шом деле на договор и дать им от себя полной и крепкой достатошной приказ, чтоб им во всех вас место всяких людей и Белаозера и уезду о государственнойм деле говорити было вольно и бестрашно…»

В начало страницы

Выписка:

«(Л. 1)

На Белоозеро воеводе господам Степану Микифоровичю Чепчугову да дьяку [Богда]ну Ильину боярин и воевода Дмитрей Трубецкой да стольник и воевода Дмитрей Пожарской с товарыщи челом бьют.

По милости всесильнаго в Троицы славимаго Бога и умолением и помощию Пречистые Богородицы и молитвами всех святых и радением и крепкою службою бояр и воевод и стольников и дворян и всяких ратных людей дом Пречистые Богоматере и московских чюдотворцов многоцелебные мощи в царствующем граде Москве от [поль]ских и от литовских людей очистилася. И бояре и всяких чинов люди, прося у Бога помощи, на Москве в Большом цареве городе и в Китае и в Кремле городе сели. И приходили к нам, к Дмитрею Трубецкому да к Дмитрею Пожарскому, бояре и окольничие и чашники и стольники и дворяне большие и стряпчие и жильцы и дворяне из городов и всяких чинов люди и говорили и с нами советовали,

Выписка:

(Л. 2)

чтоб нам всем сослатца во все городы с вами, воеводами и [со] всякими людьми от мала и до велика и обрати б на Владимирское и Московское государство и на все великие государства Росийского царствия государя царя и великого князя всеа Русии, ково нам царя Бог даст. И из городов взять к доброму совету ко обираню с посаду и с уезду з Белазера десяти человек добрых. А срок им учинили Николин день осенней. И вы б, господа, выбрав из ыгуменов и ис протопопов и ис посадцких и из уездных людей из дворцовых сел ис черных волостей десяти человек лутчих и разумных постоятельных людей и пр… к Москве о божьем и о зем [ском боль]шом деле на договор и дать им от себя полной и крепкой достатошной приказ, чтоб им во всех вас место всяких людей и Белаозера и уезду о государственнойм деле говорити было вольно и бестрашно…»