1613 г. февраля 28 - марта после 14. Грамота в Царевосанчурск с сообщением об избрании Земским собором на царство Михаила Романова. Отписка Г. Веревкина воеводе Царевосанчурска о принятии присяги.
Ф. 188. Оп. 1. № 472. Л. 316 об.–321. Список конца XVII в.
Из сборника исторических повестей и документов Смутного времени.
Выписка:
«(Л. 316 об.)
… В Царев Санчуюрской город игуменом и попом и дьяконом и воеводе Федору Ульяновичю Вельяминову и дворяном и детем боярским и княземи мурзам и сотукем и чювашким и черемиским и рядовой черемисе и сотником стрелецким и стрельцом и казаком и пушкарем и затинщиком и всяким служивым и посацким и жилецким и уезным людем великого государства кир митрополит Ростовских и Ярославских
(Л. 317)
и архиепископы и архимариты и игумены и великих обителей чесных монастырей старцы, каторые собранши для царскаго обиранья к Москве, и бояре и окольничие, чашники и стольники и стряпчие и дворяны московские и приказные люди и дворяны и из городов и дети боярские и головы и стрелетцкие и сотникии отаманы и казаки и стрельцы и всякие служивыя, московские гости и торговыя люди всех городов и всякия жилецкия люди челом бьют …
(Л. 319 об.)
… И били мы челом великого государя царя и великого князя Федора Ивановича всеа Русии самодержца сыну племяннику Михаилу Федоровичю Раманову, чтобы он над Московским государством и надо всеми нами Московского государства людьми умилосердился, нас, сирых, пожаловал, всего народного моления и слезнаго рыдания не презрил, был на Владимерском и на Московском и на всех государствах Росийскаго
(Л. 320)
царствия государем царем и великим князем … И вам бы …
(Л. 320 об.)
… пети молебен з звоном, чтоб Господь Бог отвратил от нас свой праведный гнев и подал бы государю царю и великому князю Михаилу Федоровичю всеа Русии многолетно здравие…
(Л. 321)
… ни по чьему заводу и кромолы Бог ево государя на такой великой царской престол избрал мимо всех людей по своей неизреченной милости и всем людем об его царском обиранье Бог в сердца вложил едину мысль…».
Отписка Григорья Веревкина из Казани царевосанчурскому воеводе:
«(Л. 322)
… И марта в 14 день …
(Л. 322 об.)
пришли к нему ко государю на Кострому в Ипацкой монастырь з животворящими кресты и чюдотворными образы. И мати ево государева государыня наша великая старица инока Марфа Ивановна и он, государь, животворящие кресты и чюдотворные иконы встретили за монастырем… и он, государь, им отказал, и мати ево великая старица инока Марфа Ивановна за кресты по царскому достоинству не пошла…
(Л. 323)
и он, государь для их прошения и слез за кресты пошел в церковь живоначальныя Троицы и пели молебны, и архиепископ Феодорит и весь освященный собор и бояре и всяких чинов люди ему, государю, били челом, чтоб ему, государю, умилится над остатком роду християнского, многое бы расхищенное проваславное християнство и всех людей российскаго царствия от польских и литовских людей собрать во единство и принять бы под свою царскую паству … И он, государь, и мати ево великая старица инока Марфа Ивановна в том отказывали, что ему, государю, на таких государствах никак невозможно быть и мати
(Л. 323 об.)
ево, государя, не благословила, да потому что на Московском государстве государем никому быти невозможно, что Московское государства всяких чинов люди по греху измалодушествовалися прежним великим грехом, государем дав ево души не прямо служили …
(Л. 324)
… всяких чинов люди изменили, отъехали к вору к Гришке Растриге, что по умышлению польского и литовского короля, назвався царевичем Дмитреем, и царевича Федора и мать его царицу Марию тот вор Гришка убил, а царевну Ксению постриг. А после того вора Гришки, которова назвали царевичем Дмитреем, убили и сожгли. И выброли на царство царя Василья и крест ему целовали, изменили ж многие, отъехали в Тушино к вору. А каторые от него, от государя, не отъехали, а были на Москве, и царя Василья скинув с царства, постригли, и постригши, отдали в Литву и з братьею. И видев такие прежним государем крестопреступлением и позоры убийства и поганства, как быти на Московском государстве… прежних
(Л. 324 об.)
великих государей из давных лет сокровище царское литовские люди вывезли в Литву, а все дворцовые села и горние волости и пригоротки розданы в поместье дворяном и детем боярским и всяким служивым людям и запустошоны…
(Л. 326)
и он, государь, и мати ево … видя пред собою чюдотворные иконы и многое народное
(Л. 326 об.)
слезное и неуклонное моление и челобитие и слезное рыдание и вопля, не презрили, много размышляя и отказывав, не хотя быть на Московском государстве государем, положились на праведные и непостижимые судьбы Божии … учинились по их воле, а не своим хотением на Владимерском и на Московском государстве и на всех государствах Российскаго царствия государем царем и великим князем всеа Русии, и посох царской принял…».