Раздел 6. Избирательный Земский собор
«Совет всей земли» во главе с Трубецким и Пожарским действовал примерно до 25 февраля 1613 г.
После освобождения Москвы правительство Трубецкого и Пожарского созвало выборных из всех городов и из всякого чина людей «для земского совета и для государственного избрания». В истории сословного представительства Земский собор 1613 г. – самый представительный и многочисленный из всех, какие только собирались в XVI-XVII вв. На нем оказались выборные от дворянства, посада, белого духовенства, черносошного крестьянства. Большую роль в деятельности собора играли казаки. Число собравшихся в Москве «советных людей» превышало 800 человек, представлявших не менее 58 городов.
Главным вопросом был вопрос об избрании государя. Существует много разных мнений о собравшемся тогда избирательном Земском соборе, и о том, почему на престол был избран 16-летний мальчик, внучатый племянник царя Федора Ивановича. Никаких официальных документов, кроме итогового «Утвержденной грамоты» о его выборе, не сохранилось. По слухам, дебатировались кандидатуры ряда вельмож, в т.ч. Д.Т. Трубецкого, королевича Владислава, Пожарский вроде бы был сторонником шведского принца, далекого от местной олигархии.
Михаил Федорович Романов стал реальным претендентом на престол не потому, что был лучше, а потому, что устроил в конечном счете всех. «Миша-де Романов молод, разумом еще не дошел и нам будет поваден», – якобы писал Ф. Шереметев, выдавая аристократические мечтания знати о слабом государе. В отличие от других претендентов, Романов был относительно «нейтрален»: не успев ничем проявить себя, он позволял связывать с собой все мечты и чаяния о преодолении Смуты. Подобно тому как некогда имя царя Дмитрия воплощало в себе целую легенду, так и Романов был олицетворением программы возвращения к «старине и покою», примирению и компромиссу всех общественных сил. Своей родственной связью с прежней династией Михаил Федорович более всего воплощал идею возврата к старине.
История рода Романовых также способствовала выбору. Для аристократии они были свои – почтенный старомосковский боярский род. Пользовались Романовы, благодаря тушинскому патриаршеству Филарета, популярностью среди вольного казачества – им не приходилось опасаться репрессий, связанных с пребыванием в лагере Лжедмитрия II. Поскольку тот же Филарет был в числе великих послов, отправленных под Смоленск вести переговоры об избрании Владислава, спокойны были и сторонники королевича.
Однако до последнего момента стороны готовы были оспаривать престол. Но вероятно благодаря казакам, составлявшим большинство вооруженного населения Москвы в это время (дворяне разъехались по поместьям), избран был Михаил Федорович, сын Филарета Никитича. Агитировали за него в частности, такие златоусты, как Авраамий Палицын и близкий к Пожарскому зарайский протопоп Димитрий, ездивший в Кострому в составе делегации, просившей Михаила и его мать на царство.
По некоторым сведениям, при вступлении на престол в феврале 1613 г. Михаил Федорович дал обязательство не править без участия Земского собора и Боярской думы. Подобное было вполне вероятно – уже сложилась своеобразная традиция воцарения, обставленная целым рядом условий. Другой вопрос, что идеалы старины вошли в столкновение с самой идеей ограничения самодержавия и в последующем ограничительная запись никак не проявляет себя.
Грамота правительства бояр Д. Трубецкого и Д. Пожарского на Белоозеро воеводе С.Н. Чепчугову об освобождении «из застенок» Кремля бояр князя Ф.И. Мстиславского с товарищи [...].
РГАДА
Грамота «Совета всей земли» на Белоозеро воеводе С.Н. Чепчугову и дьяку Б. Ильину о присылке на Земский собор для избрания царя десяти человек от посада и уезда.
РГАДА
Послушная грамота, данная правительством «Совета всей земли» И.Н. Хованскому на вотчину Суздальского уезда села Нижнего Ландеха приселок Пестяково.
РГАДА
февраля 28 - марта после 14.
Грамота в Царевосанчурск с сообщением об избрании Земским собором на царство Михаила Романова. Отписка Г. Веревкина воеводе Царевосанчурска о принятии присяги.
РГАДА
Запись, разосланная от правительства «Совета всей земли» и Земского собора во все города для приведения людей всяких чинов и званий к присяге на верность избранному царю Михаилу Федоровичу.
РГАДА
Грамота Земского собора царю Михаилу Федоровичу, посланная в Кострому с архимандритом Феодоритом и боярином Ф.И. Шереметевым.
РГАДА
Отписка Земского собора царю Михаилу Федоровичу о посылке ратных людей против поляков.
РГАДА
Грамота царя Михаила Федоровича Земскому собору о согласии венчаться на царство и о прибытии в Ярославль.
РГАДА
Отписка Земского собора царю Михаилу Федоровичу об обнародовании его согласия стать царем.
РГАДА
Отписка Земского собора царю Михаилу Федоровичу о борьбе с грабежами и сборе средств для царского обихода.
РГАДА
Грамота царя Михаила Федоровича Земскому собору о скором выезде из Ярославля и приготовлениях к приезду.
РГАДА
Грамота казанского митрополита Ефрема и царя Михаила Федоровича боярам Ф.И. Мстиславскому с товарищи об ограждении пути в Москву от воров и разбойников.
РГАДА
Грамота царя Михаила Федоровича Земскому собору о принятии мер против грабежей.
РГАДА
Утвержденная грамота Земского собора об избрании на царский престол Михаила Федоровича Романова.
РГАДА
Грамота воевод Д.М. Черкасского и И.Ф. Троекурова «из полков» от имени царя Михаила Федоровича посланнику Римского императора Якобу Гинкелю [...].
РГАДА
Наказ, данный новгородским митрополитом Исидором и воеводой кн. И.Н. Одоевским послам, отправляемым в Москву к боярам игумену Отенского монастыря Дионисию и др. [...].
РГАДА