1634 г. апрель-июнь. Статейный список посольского съезда на р. Поляновке русских послов боярина кн. Ф.И. Шереметева и окольничего кн. А.М. Львова с польскими и литовскими послами.
Ф. 79. Сношения России с Польшей. Оп. 1. Кн. 43. Л. 1–963. Подлинник.
Общий вид документа
Л. 1
Выписка:
«… И Степан Караулов, приехав, сказал, что государев шатер поставили от речки Поляновки на сей стороне сажен со сто, а литовской шатер поставили от речки с приезду от государева шатра сажен з дватцать… И царского величества великие послы урядя в чюгах и в кафтанех бархатных приехали на договореное место к государеву к съезжему шатру, а на стану в острошке оставлен был для береженья голова Ондрей Лазорев с сотнею дворян и детей боярских городовых, да голова стрелетцкой Олексей Философов, а с ним сотник стрелетцкой Федор Волотцкой и стрелцы, а за послы ехали дворяне московские, которые написаны за послы.
(Л. 115 об.)
А перед послы наперед шли головы с сотнями, Алексей Борзецов да Семен Чаплин, а у них в сотнях дворяне московские. А за послы Григорей Олябьев, у него в сотне стольники, да Богдан Лупандин з жильцы.
А стали головы с сотнями, не доезжая государева шатра сажен в дватцать, а иные и дале.
А у государева шатра с приезду стояли по обе стороны стрелцы с пищальми.
А литовских послов роты гусарские и райтарские стояли за речкою за Поляновскою
(Л. 116)
на берегу от шатра сажен с полтораста, а иные дале. А у шатра от литовского стояли гайдуки с пищальми да две роты пехоты немец да поляков, всего триста человек… А литовских послов было на том съезде шесть человек: ксендз Якуб Жадик, бискуп Хелминский и Помезанской, канцлер корунной гетман Мартын Казановской, Александр Гасевской, Александр Песочинской, Ондрей Рей, Миколай Гневаш… И государевы послы учали говорити: мы царского величества бояр великие послы ко всякому доброму делу приступаем правдою и что меж великого государя нашего царя и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии самодержца его царского величества и государя вашего короля дружбу и любовь и соединенье и меж их великими государствы покой и тишину учинити и кровь християнскую уняти желаем приятным хотеньем. И для государские чести и покою християнского поступилися вам царского величества городов великих и мно
(Л. 479 об.)
гих, чево было отнюдь нам не токмо делати и помыслити невозможно. А зделали то поневоле, видя ваше великих послов упорство и хотя кровь християнскую уняти, переняв на свои шеи, дабы по тем нашим многим и великим поступкам к доброму сходству не поступили и от кроворозлития не унялися. И видя было нам такое безмерство и гордость, не токмо что с вами говорити, и съезжатися негодно. Толко мы великого государя нашего его царского величества милостивого праведного християнского государя
(Л. 480)
и по истинно православной христинской вере поборателя и пленным свободителя по ево государсткому милосердому и благоутробному нраву и оправдая себя пред самим Богом и перед всеми людьми, что мы во всем к доброму делу сходительны, чево было нам и невозможно делати, и то для покою обеих народов християнских делаем, хотя нам от великого государя нашего от его царского величества быти в опале, а от своей братьи бояр и ото всех людей Московского государства в нелюбье, только мы то претерпети готовы для // покою християнского…
(Л. 540)
… И государевы послы говорили: то дело нестаточное, что бояром вместе з государем крест целовать, все мы холопи великого государя нашего и во всей его царской воли. А что будет государскою душею закреплено, и то будет от нас, бояр, и ото всех людей Московских государств здержано…
(Л. 868 об.)
… А написан докончальная запись государевых послов на александрейской бумаге в тетрать на четырех листех на целых, да на пятом листу дописана на полустранице, а на другой половине тое страницы государевы послы руками своими приписали… А печати свои государевы послы привесили на шолковых столпцах з золотом, пронев всквозь порозжие четыре листа да харатейной подкладочной лист другие половины тетрати…».