Содержание

Дополнительно

Назад, к разделу
№ 155

1623 г. июля 10. Указ о возвращении вотчин владельцам, уходившим к «вору» и добровольно вернувшимся к царю Василию Шуйскому или к «боярам».

Российский государственный архив древних актов.
Ф. 1209. Поместный приказ. Оп. 4. № 4703. Л. 77об.–81 об. Список.
Из Указной книги Поместного приказа.
Публикации: ПРП. Вып. 5. С. 436; ЗАРГ. № 127. С. 116–117.
Указ имел целью сплотить боярство и дворянство вокруг трона Романовых. Прощение получали те землевладельцы, которые «были за вором», в тушинском лагере, однако затем вернулись и служили сначала Василию Шуйскому, а потом Совету всея земли и Романовым. Секвестру подлежали лишь поместья и вотчины, полученные в антиправительственных лагерях (в Тушине, под Смоленском, в Новгороде при шведах, у королевича Владислава). Указ также предписывал не «поворачивать» старые вотчины, грамоты на которые выданы были еще при Василии Шуйском, так как это могло привести к «ссорам и розни».
1623 г. мая 31. Письмо царя Михаила Федоровича патриарху Филарету о прибытии в Троице-Сергиев монастырь. РГАДА.

Л. 77 об.

1623 г. мая 31. Письмо царя Михаила Федоровича патриарху Филарету о прибытии в Троице-Сергиев монастырь. РГАДА.

Выписка:

«(Л. 78)

…Московского государства всяких людей, которые были в Тушине и по городом, и которые были за вором, а после того приезжали назад к царю Василью и к боярину ко князю Михаилу Васильевичю Скопину, и которые приехали к бояром и воеводам на Москву сами, и у которых людей вотчинные и поместные крепо

1623 г. мая 31. Письмо царя Михаила Федоровича патриарху Филарету о прибытии в Троице-Сергиев монастырь. РГАДА.

(Л. 78 об.)

сти в московское разоренье пропали, а иные о тех землях бьют челом многие челобитчики в поместья, и тех всех людей пожаловали: вотчин, старых и родственных, и купленых, которые за ними в вотчинах были до московского разоренья за самими, отымать у них и в роздачю роздавать не велели за то, что они, после московского разоренья пришед под Москву, соединилися все вместе Московского государства з бояры и воеводы и против литовских людей стояли,

1623 г. мая 31. Письмо царя Михаила Федоровича патриарху Филарету о прибытии в Троице-Сергиев монастырь. РГАДА.

(Л. 79)

и Московского государства у литовских людей доступали все вместе, и меж собою в том укрепились, что им всем за Московское государство стоять и от литовских людей очищать, и божиею милостью, а своею многою службою Московского государства у Литвы доступили и очистили; и грамоты свои государские всяким людем на старые их родственные и купленые вотчины велели дать, сыскивая про то подлинно, чтоб всякие люди имали свое прямое родственое и купле

(Л. 79 об.)

ное, свои, отцов своих, и дедов, и братьи своих родных, которые вотчины были за ними до смутных лет и до московского разоренья за самими, опричь тех вотчин и поместей, которые даваны им у вора в Тушине и под Смоленском у короля и королевича, чтоб их государскою милостью все люди были пожалованы и в винах своих пощажены, и меж бы всех людей Московского государства тою их государскою милостью ссора и челобитье унять…».

В начало страницы

Л. 77 об.

Выписка:

«(Л. 78)

…Московского государства всяких людей, которые были в Тушине и по городом, и которые были за вором, а после того приезжали назад к царю Василью и к боярину ко князю Михаилу Васильевичю Скопину, и которые приехали к бояром и воеводам на Москву сами, и у которых людей вотчинные и поместные крепо

Выписка:

(Л. 78 об.)

сти в московское разоренье пропали, а иные о тех землях бьют челом многие челобитчики в поместья, и тех всех людей пожаловали: вотчин, старых и родственных, и купленых, которые за ними в вотчинах были до московского разоренья за самими, отымать у них и в роздачю роздавать не велели за то, что они, после московского разоренья пришед под Москву, соединилися все вместе Московского государства з бояры и воеводы и против литовских людей стояли,

Выписка:

(Л. 79)

и Московского государства у литовских людей доступали все вместе, и меж собою в том укрепились, что им всем за Московское государство стоять и от литовских людей очищать, и божиею милостью, а своею многою службою Московского государства у Литвы доступили и очистили; и грамоты свои государские всяким людем на старые их родственные и купленые вотчины велели дать, сыскивая про то подлинно, чтоб всякие люди имали свое прямое родственое и купле

(Л. 79 об.)

ное, свои, отцов своих, и дедов, и братьи своих родных, которые вотчины были за ними до смутных лет и до московского разоренья за самими, опричь тех вотчин и поместей, которые даваны им у вора в Тушине и под Смоленском у короля и королевича, чтоб их государскою милостью все люди были пожалованы и в винах своих пощажены, и меж бы всех людей Московского государства тою их государскою милостью ссора и челобитье унять…».