Содержание

Дополнительно

Назад, к разделу
№ 161

1626 г. "Сказание известно" об учреждении в России патриаршего престола и поставления во всероссийские патриархи митрополита Ростовского и Ярославского Филарета Никитича Романова.

Российский государственный архив древних актов.
Ф. 135. Древлехранилище. Приложение. Рубрика I. № 8. Л. 1–119.
Беловой экземпляр на больших листах александрийской бумаги, заставки и часть текста писаны золотом;
переплет – доски в малиновом бархате, с серебряными застежками и наугольниками.
Из Московской патриаршей библиотеки.
Из архива Посольского приказа.
Публикации: Кормчая. М., 1653. Л. 1–37 об.; ДАИ. Т. 2. № 76. С. 185–221.
Создание «Сказания» относится к 20-м гг. XVII в., скорее всего, оно появилось после московского пожара 1626 г. Рукопись состоит из двух частей: первая содержит пространное известие о распространении христианства и введении патриаршества в России, во второй излагается краткая история Смуты, написанная на основании Нового Летописца, содержится также «ставленая грамота» иерусалимского патриарха Феофана и чин поставления Филарета в патриархи. Первая редакция «Сказания» была напечатана в качестве предисловия к Кормчей книге издания 1653 г. по указанию патриарха Никона. Основное внимание в этом произведении уделено избранию Филарета Никитича патриархом, прослежена судьба Романовых, в первую очередь Филарета Никитича, в Смутное время. Целью создания рукописи стало обоснование прав новой династии на царский и патриарший престолы. Подчеркивается законность перехода власти к Романовым как ближайшим родственникам прежних Рюриковичей. Одновременно указывается на исключительность патриаршего сана, его властные полномочия. Вторая редакция «Сказания» была создана уже после ухода Никона с патриаршего престола, около 1658 г. Для памятника характерны многословная риторика, дидактика, многочисленные цитаты из богослужебных книг.
[1626 г.]. «Сказание известно» об учреждении в России патриаршего престола и поставления во всероссийские патриархи митрополита Ростовского и Ярославского Филарета Никитича Романова. РГАДА.

Выписка:

«(Л. 3)

Сказание известно, когда и в кое время в велицей Росийстей земли просия яже во единаго истиннаго в Троицы славимаго Бога нашего вера християнская и благочестие утвердися, и коим образом росийстии митрополиты прияша власть от константиноградских патриарх своими епископы поставлятися и сущих под ними поставляти, и когда и коим образом в царствующем граде Москве великий патриаршеский престол устроися, и кто бысть

[1626 г.]. «Сказание известно» об учреждении в России патриаршего престола и поставления во всероссийские патриархи митрополита Ростовского и Ярославского Филарета Никитича Романова. РГАДА.

(Л. 3 об.)

первый патриарх и по нем друзии; в нем же и о поставлении великого государя царя и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии самодержца, отца великого государя преосвященного Филарета Никитича, митрополита Ростовского и Ярославского, на превысокий патриаршеский престол царствующаго града Москвы и всея великия Росии…

[1626 г.]. «Сказание известно» об учреждении в России патриаршего престола и поставления во всероссийские патриархи митрополита Ростовского и Ярославского Филарета Никитича Романова. РГАДА.

(Л. 28)

…советом благочестиваго царя и патриарха и прочих святителей греческия и Руския области избран и возведен бывает в рустей митрополии на превысочайший патриаршеский престол Иев митрополит царствую

[1626 г.]. «Сказание известно» об учреждении в России патриаршего престола и поставления во всероссийские патриархи митрополита Ростовского и Ярославского Филарета Никитича Романова. РГАДА.

(Л. 28 об.)

щаго града Москвы и всея великия Росии, в лето от сотворения мира 7097, в шестое лето царства благочестиваго царя Федора Ивановича, бывый преже епископ Коломенского града, муж благ, во священных законех воспитан, и в молитвах и в чистоте жития известен; и оттоль в Росийском государстве патриаршеский престол устроися….

[1626 г.]. «Сказание известно» об учреждении в России патриаршего престола и поставления во всероссийские патриархи митрополита Ростовского и Ярославского Филарета Никитича Романова. РГАДА.

(Л. 32)

… Иев патриарх пребысть на престоле святительства своего лет седмьнадесят, зело бодр строя церковныя вещи, и в ти

[1626 г.]. «Сказание известно» об учреждении в России патриаршего престола и поставления во всероссийские патриархи митрополита Ростовского и Ярославского Филарета Никитича Романова. РГАДА.

(Л. 32 об.)

шине и в мире соблюдая непоколебимо и ненаветно, и в сих пребывая, во глубоку старость достиже, и глубокия ради старости, паче же обычнаго тому поста, чювственныма очима свет помрачи, но мысленыма очима зело сияше…

[1626 г.]. «Сказание известно» об учреждении в России патриаршего престола и поставления во всероссийские патриархи митрополита Ростовского и Ярославского Филарета Никитича Романова. РГАДА.

(Л. 35 об.)

Помале же благочестивый и приснопамятный царь Феодор оставил земное царство, отъиде в вечное блаженство небеснаго царствия… Ирина последова супругу своему, не восхоте мирскими веселитеся…

[1626 г.]. «Сказание известно» об учреждении в России патриаршего престола и поставления во всероссийские патриархи митрополита Ростовского и Ярославского Филарета Никитича Романова. РГАДА.

(Л. 36)

Царский же скифетр прежрченный он Борис Федорович ово убо по власти юже преже имяше… исперва явися кроток и милостив и дароподателен,

[1626 г.]. «Сказание известно» об учреждении в России патриаршего престола и поставления во всероссийские патриархи митрополита Ростовского и Ярославского Филарета Никитича Романова. РГАДА.

(Л. 36 об.)

и ко всем человеколюбие и милосердие имея, помалу же открывая в сердцы того лежащий гнев и искру злобы, таящуюся в пепеле, или яко огнь в тернии в велик пламень воспали, и от багряницы возгорде, всем показуяся гневлив, и советника и помогателя царствию не восхоте имети никого же, ниже от великих и превосходящих в чести равна себе кого имети; елицы же остащася сродницы благочетиваго царя Феодора Ивановича, иже и братия тому по матери быша, от благородных и первых синглит, Феодора, глаголю, Никитича

[1626 г.]. «Сказание известно» об учреждении в России патриаршего престола и поставления во всероссийские патриархи митрополита Ростовского и Ярославского Филарета Никитича Романова. РГАДА.

(Л. 37)

Романова и братию его, и сим убо исперва любовно приединяся и клятву страшну тем сотвори, яко братию и царствию помогателя имети, помале же яко сковрада воскипе, напрасным заточением сих осуди и смерти долготерпеливне зело лют и болезнен предаст, старейшаго же от братий Феодора Никитича в иноческая облеши повеле, и премногия тех имений отъем, в сокровищах царских положи…

[1626 г.]. «Сказание известно» об учреждении в России патриаршего престола и поставления во всероссийские патриархи митрополита Ростовского и Ярославского Филарета Никитича Романова. РГАДА.

(Л. 37 об.)

… Царствова же точию седмь лет. И по нем сын его Феодор малы дни точию царствия именование на ся прием, венца же возложити не доспе: понеже в тогдашнее время, по действу дьяволю,

[1626 г.]. «Сказание известно» об учреждении в России патриаршего престола и поставления во всероссийские патриархи митрополита Ростовского и Ярославского Филарета Никитича Романова. РГАДА.

(Л. 38)

некто от простых воин, глаголемый Юшко Отрепьев, таже во мнишеское одеяся Григорий нарицашеся, возложи на ся имя царского сына Димитрия Ивановича, иже убиен бысть на Углече, и всем показуяся, яко той есть избежавый убивственных дланий царя Бориса; малы же помощники того бесованию обрете, к странам полского короля отходит, и тамо незнаем, яко истинен отрод царский приемлется и велику руку помощи приемлет от полского Жигимонта краля, той бо забыв клятву,

[1626 г.]. «Сказание известно» об учреждении в России патриаршего престола и поставления во всероссийские патриархи митрополита Ростовского и Ярославского Филарета Никитича Романова. РГАДА.

(Л. 38 об.)

юже положи к царю Борису, еже быти умирению с ним лет двадесят…».

Читать документ полностью В начало страницы

Выписка:

«(Л. 3)

Сказание известно, когда и в кое время в велицей Росийстей земли просия яже во единаго истиннаго в Троицы славимаго Бога нашего вера християнская и благочестие утвердися, и коим образом росийстии митрополиты прияша власть от константиноградских патриарх своими епископы поставлятися и сущих под ними поставляти, и когда и коим образом в царствующем граде Москве великий патриаршеский престол устроися, и кто бысть

Выписка:

(Л. 3 об.)

первый патриарх и по нем друзии; в нем же и о поставлении великого государя царя и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии самодержца, отца великого государя преосвященного Филарета Никитича, митрополита Ростовского и Ярославского, на превысокий патриаршеский престол царствующаго града Москвы и всея великия Росии…

Выписка:

(Л. 28)

…советом благочестиваго царя и патриарха и прочих святителей греческия и Руския области избран и возведен бывает в рустей митрополии на превысочайший патриаршеский престол Иев митрополит царствую

Выписка:

(Л. 28 об.)

щаго града Москвы и всея великия Росии, в лето от сотворения мира 7097, в шестое лето царства благочестиваго царя Федора Ивановича, бывый преже епископ Коломенского града, муж благ, во священных законех воспитан, и в молитвах и в чистоте жития известен; и оттоль в Росийском государстве патриаршеский престол устроися….

Выписка:

(Л. 32)

… Иев патриарх пребысть на престоле святительства своего лет седмьнадесят, зело бодр строя церковныя вещи, и в ти

Выписка:

(Л. 32 об.)

шине и в мире соблюдая непоколебимо и ненаветно, и в сих пребывая, во глубоку старость достиже, и глубокия ради старости, паче же обычнаго тому поста, чювственныма очима свет помрачи, но мысленыма очима зело сияше…

Выписка:

(Л. 35 об.)

Помале же благочестивый и приснопамятный царь Феодор оставил земное царство, отъиде в вечное блаженство небеснаго царствия… Ирина последова супругу своему, не восхоте мирскими веселитеся…

Выписка:

(Л. 36)

Царский же скифетр прежрченный он Борис Федорович ово убо по власти юже преже имяше… исперва явися кроток и милостив и дароподателен,

Выписка:

(Л. 36 об.)

и ко всем человеколюбие и милосердие имея, помалу же открывая в сердцы того лежащий гнев и искру злобы, таящуюся в пепеле, или яко огнь в тернии в велик пламень воспали, и от багряницы возгорде, всем показуяся гневлив, и советника и помогателя царствию не восхоте имети никого же, ниже от великих и превосходящих в чести равна себе кого имети; елицы же остащася сродницы благочетиваго царя Феодора Ивановича, иже и братия тому по матери быша, от благородных и первых синглит, Феодора, глаголю, Никитича

Выписка:

(Л. 37)

Романова и братию его, и сим убо исперва любовно приединяся и клятву страшну тем сотвори, яко братию и царствию помогателя имети, помале же яко сковрада воскипе, напрасным заточением сих осуди и смерти долготерпеливне зело лют и болезнен предаст, старейшаго же от братий Феодора Никитича в иноческая облеши повеле, и премногия тех имений отъем, в сокровищах царских положи…

Выписка:

(Л. 37 об.)

… Царствова же точию седмь лет. И по нем сын его Феодор малы дни точию царствия именование на ся прием, венца же возложити не доспе: понеже в тогдашнее время, по действу дьяволю,

Выписка:

(Л. 38)

некто от простых воин, глаголемый Юшко Отрепьев, таже во мнишеское одеяся Григорий нарицашеся, возложи на ся имя царского сына Димитрия Ивановича, иже убиен бысть на Углече, и всем показуяся, яко той есть избежавый убивственных дланий царя Бориса; малы же помощники того бесованию обрете, к странам полского короля отходит, и тамо незнаем, яко истинен отрод царский приемлется и велику руку помощи приемлет от полского Жигимонта краля, той бо забыв клятву,

Выписка:

(Л. 38 об.)

юже положи к царю Борису, еже быти умирению с ним лет двадесят…».