1634 г. января 31 - февраля 1. Чин «наречения и поставления» во всероссийские патриархи архиепископа Псковского и Изборского Иоасафа.
Ф. 135. Древлехранилище. Отд. I. Приложение. Рубрика I. № 11. Л. 1–73.
Список XVII в. без начала. Частичная утрата текста.
Из архива Посольского приказа.
Выписка:
«(Л. 3)
И благочестивый государь царь и великий князь Михаило Федорович всеа Русии сам, приняв тое роспись, велел перед собою и перед митрополиты и архиепископы и епископы и передо всем вселенским собором прочесть посолскому думному диаку Ивану Грязеву трижды.
А государь в то время сидел и властем и бояром велел сесть же по прежнему.
И выслушав государь тое росписи, призывал к себе властей и бояр, и сказал им государь, что изволил государь ис трех властей ис трех человек быти патриархом Иоасафу, архиепископу Псковскому и Изборскому. И тое избранную власть велел государь думному своему диаку Ивану Грязеву поставить перед собою, государем.
И думной диак Иван Иасафа архиепископа перед государем поставил
(Л. 4)
… И по повеленью благочестиваго царя думной диак Иван говорил речь такову:
Преосвященный архиепископ Иоасаф!
Благочестивый и христолюбивый великий государь царь и великий князь Михайло Федорович всеа Русии и многих государств государь и облаадатель велел тебе говорити:
По изволению Божию и Пречистые Богородицы и велких чюдотворцов московских Петра. и Алексея, и Ионы и по нашему совету з богомольцы нашими, с преосвященными митрополитиы и архиепископы и епископы и с архимариты и игумены и со всем Освященным собором нашего Росийского царствия и со всеми нашими боляры приговорили есмя быти тебе, преосвященному Иоасафу архиепископу на великом патриаршеском престоле в Московском государстве и во всей велицей Росии патриархом. И тебе бы, преосвященному Иоасафу архиепископу, божиим праведным неизреченным судьбам повинутися и той его святой воле не пререковати и превысочайший патриаршеский престол прияти…
(Л. 53)
… и по трех ествах по повелению царскому святейший патриарх Иоасаф Московский и всеа Русии, встав из-за стола, ударя челом государю, а достойна не глаголя, шел ис царские полаты со осляти и по преданию и чину царскому творил шествие на осляти круг Кремля и Китая городов, а за ним ехали ростовский митрополит Варлам да суздальский архиепископ Иосиф в санех, а протодьякон, едучи, кропил град святою водою…».