Содержание

Дополнительно

Назад, к разделу
№ 193

1637 г. февраля 20. Челобитная дворян и детей боярских украинных и замосковных «городов» об отмене урочных лет и отдаче крестьян по писцовым, отдельным книгам, выписям и крепостям.
Помета с указом об установлении срока сыска беглых крестьян, равного сроку сыска крестьян Троице-Сергиева монастыря.

Российский государственный архив древних актов.
Ф. 210. Разрядный приказ. Столбцы Владимирского стола. № 62. Л. 97–102. Список XVII в.
Публикации: Смирнов П. Челобитные дворян и детей боярских всех городов в первой половине XVII века. М., 1915. С. 334; Сташевский Е.Д. К истории дворянских челобитных. М., 1915. С. 19; ЗАРГ. № 237. С. 176.
Датируется по помете. Челобитная иллюстрирует борьбу за крестьянские рабочие руки между крупными землевладельцами и «сильными людьми», с одной стороны, и мелкими землевладельцами, дворянами и детьми боярскими из городов – с другой. Дворяне и дети боярские украинных и замосковных «служилых» городов, собравшиеся в Москве в конце 1636 г. для участия в работе Земского собора, смогли объединиться для подачи коллективной челобитной о закреплении за ними крестьян. В ответ на челобитную основной массы поместного войска, провинциальных дворян и детей боярских, охранявших южные границы государства, правительство было вынуждено пойти на уступки и увеличить срок сыска беглых крестьян до 9 лет (примером послужил срок сыска беглых крестьян Троице-Сергиева монастыря). Однако пожелания челобитчиков удовлетворялись лишь частично: получение справок о сроке выдачи беглых крестьян Троице-Сергиева монастыря затянулось, урочные годы сыска беглых не были отменены, не состоялась и судебная реформа. Все это не удовлетворило провинциальное дворянство, оно продолжило борьбу за полную отмену сроков сыска крестьян.
1637 г. февраля 20. Челобитная дворян и детей боярских украинных и замосковных «городов» об отмене урочных лет и отдаче крестьян по писцовым, отдельным книгам, выписям и крепостям. Помета с указом об установлении срока сыска беглых крестьян, равного сроку сыска крестьян Троице-Сергиева монастыря. РГАДА.

Выписка:

«(Л. 97)

В челобитной дворян и детей боярских розных городов написано.

Были они на государеве службе под Смоленском, а ныне служат государевы службы в украинных городех с воеводами по полком безпрестанно по вся годы. И из их де поместей и из вотчин крестьяне их выходят за митрополиты и за архиепискупы и за монастыри и за московских всяких чинов силных людей. И те де люди тех их крестьян отвозят в дальние свои помесья и вотчины. И как де указные пять лет пройдут, и они де, всяких чинов люди тех их беглых крестьян привозят в ближние свои помесья и вотчины, которые

1637 г. февраля 20. Челобитная дворян и детей боярских украинных и замосковных «городов» об отмене урочных лет и отдаче крестьян по писцовым, отдельным книгам, выписям и крепостям. Помета с указом об установлении срока сыска беглых крестьян, равного сроку сыска крестьян Троице-Сергиева монастыря. РГАДА.

(Л. 98)

помесья с их дворян и детей боярских помесьями и вотчинами смежны, и на тех де их беглых крестьян емлют ссудные записи во многих ссудах и досталных крестьян из-за них подговаривают.

И в поклепных де в больших искех им, дворяном и детем боярским обида и продажа от тех людей бывает немалая, емлют по них и по их людей и по крестьян зазывные грамоты, надеясь на жеребей, что с них государевых пошлин с их исков не емлют, и их де, дворян и детей боярских, волочат московскою волокитою.

А им де, дворяном и детем боярским, на власти и на монастыри по государеву указу суд дают в году на три срока: на Семен день, на Рожество Христово, на Троицын день

1637 г. февраля 20. Челобитная дворян и детей боярских украинных и замосковных «городов» об отмене урочных лет и отдаче крестьян по писцовым, отдельным книгам, выписям и крепостям. Помета с указом об установлении срока сыска беглых крестьян, равного сроку сыска крестьян Троице-Сергиева монастыря. РГАДА.

(Л. 99)

А они де, дворяне и дети боярские, в те сроки, на Троицын день и на Семен день бывают на государеве службе, а на Рожество Христово за дальними проезды и за бедностью и от сильных людей за разореньем к Москве приезжать не успевают, и по многие годы на Рожество Христово путь не ставитца.

А как де им, дворяном и детем боярским, по беглых их крестьян в обидах дают государевы грамоты, и они де, всяких чинов люди, чинятца силны, на поруки не даютца и к ответу беглых их людей и крестьян на срок, на Рожество Христово не ставят и волочат их московскою волокитою, надеясь на указные на пять лет.

А они де, дворяне и дети боярские, в ту пять лет про тех своих беглых крестьян за службою и за московскою

1637 г. февраля 20. Челобитная дворян и детей боярских украинных и замосковных «городов» об отмене урочных лет и отдаче крестьян по писцовым, отдельным книгам, выписям и крепостям. Помета с указом об установлении срока сыска беглых крестьян, равного сроку сыска крестьян Троице-Сергиева монастыря. РГАДА.

(Л. 100)

волокитою проведать и суда на них добитца не могут.

А на которых людей они, дворяне и дети боярские, суда и добьютца, и они де за теми делы волочатца на Москве лет по пяти и по шти и по десяти и больши, и по тем судным делам указу им нет.

И винят де их не по судным делам сроками, которые за бедностью и за дальним путем и от силных людей за разореньем на указные сроки ставитца не успевают, и крестьян де их и людей мимо судных дел и писцовых книг и выписей отдают им. А которые де на сроки ставитца успевают, и тем по судным делам указу нет, волочатца лет по десяти и больши. А те люди в те поры крестьяны их и людьми владеют, а беглые их крестьяне из лет выходят, а они, дворяне и детибоярские, с московские волокиты вконец погибают,

1637 г. февраля 20. Челобитная дворян и детей боярских украинных и замосковных «городов» об отмене урочных лет и отдаче крестьян по писцовым, отдельным книгам, выписям и крепостям. Помета с указом об установлении срока сыска беглых крестьян, равного сроку сыска крестьян Троице-Сергиева монастыря. РГАДА.

(Л. 101)

и достальные их крестьяне и люди из-за них выходят за московских всяких чинов людей и за власти и за монастыри.

А в городех им, дворяном и детем боярским, на власти и на монастыри и на московских на всяких чинов людей суда не дают.

И государь бы их, дворян и детей боярских, за прежнюю их службу и за кровь и для их бедности и разоренья и для нынешних безпрестанных служеб пожаловал вечным своим государским жалованьем, как было при прежних государех и ево государев указ.

И велел бы государь те урочные пять лет отставить, а велел бы государь беглых их крестьян и людей отдавать им по писцовым и по отделным книгам и по выписем и по крепостем.

1637 г. февраля 20. Челобитная дворян и детей боярских украинных и замосковных «городов» об отмене урочных лет и отдаче крестьян по писцовым, отдельным книгам, выписям и крепостям. Помета с указом об установлении срока сыска беглых крестьян, равного сроку сыска крестьян Троице-Сергиева монастыря. РГАДА.

(Л. 102)

И велел бы государь на властей и на монастырей и на московских всяких чинов людей и на их прикащиков их, дворян и детей боярских, в беглых людех и во крестьянех и в обидах суд давати в городех в те поры, как им государевы службы нет.

И велел бы государь их, дворян и детей боярских, в городех судить, выбрав из дворян и из земских людей по своему государеву указу и по судебной книге для их бедности и разоренья и для дальнево пути и московской волокиты и проести.

Помета по сставам и на Л. 102: 145-го февраля в 20 день //государь пожаловал, // для их служеб, // что летом всегда бывают на службах, // а зимою для служеб отсрочивают рано, // велел в беглых крестьянех суд/ давати их будет доведетца // и по сыску и по книгам за сколько лет отдают в Троицын Сергиев монастырь и о том послать // памяти по приказом, а о указных летех справитца во дворце и на Патриарше дворе, как их ведал судом блаженные памяти при великом государе святейшем патриархе Филарете Никитиче Московском и всеа Руси».

В начало страницы

Выписка:

«(Л. 97)

В челобитной дворян и детей боярских розных городов написано.

Были они на государеве службе под Смоленском, а ныне служат государевы службы в украинных городех с воеводами по полком безпрестанно по вся годы. И из их де поместей и из вотчин крестьяне их выходят за митрополиты и за архиепискупы и за монастыри и за московских всяких чинов силных людей. И те де люди тех их крестьян отвозят в дальние свои помесья и вотчины. И как де указные пять лет пройдут, и они де, всяких чинов люди тех их беглых крестьян привозят в ближние свои помесья и вотчины, которые

Выписка:

(Л. 98)

помесья с их дворян и детей боярских помесьями и вотчинами смежны, и на тех де их беглых крестьян емлют ссудные записи во многих ссудах и досталных крестьян из-за них подговаривают.

И в поклепных де в больших искех им, дворяном и детем боярским обида и продажа от тех людей бывает немалая, емлют по них и по их людей и по крестьян зазывные грамоты, надеясь на жеребей, что с них государевых пошлин с их исков не емлют, и их де, дворян и детей боярских, волочат московскою волокитою.

А им де, дворяном и детем боярским, на власти и на монастыри по государеву указу суд дают в году на три срока: на Семен день, на Рожество Христово, на Троицын день

Выписка:

(Л. 99)

А они де, дворяне и дети боярские, в те сроки, на Троицын день и на Семен день бывают на государеве службе, а на Рожество Христово за дальними проезды и за бедностью и от сильных людей за разореньем к Москве приезжать не успевают, и по многие годы на Рожество Христово путь не ставитца.

А как де им, дворяном и детем боярским, по беглых их крестьян в обидах дают государевы грамоты, и они де, всяких чинов люди, чинятца силны, на поруки не даютца и к ответу беглых их людей и крестьян на срок, на Рожество Христово не ставят и волочат их московскою волокитою, надеясь на указные на пять лет.

А они де, дворяне и дети боярские, в ту пять лет про тех своих беглых крестьян за службою и за московскою

Выписка:

(Л. 100)

волокитою проведать и суда на них добитца не могут.

А на которых людей они, дворяне и дети боярские, суда и добьютца, и они де за теми делы волочатца на Москве лет по пяти и по шти и по десяти и больши, и по тем судным делам указу им нет.

И винят де их не по судным делам сроками, которые за бедностью и за дальним путем и от силных людей за разореньем на указные сроки ставитца не успевают, и крестьян де их и людей мимо судных дел и писцовых книг и выписей отдают им. А которые де на сроки ставитца успевают, и тем по судным делам указу нет, волочатца лет по десяти и больши. А те люди в те поры крестьяны их и людьми владеют, а беглые их крестьяне из лет выходят, а они, дворяне и детибоярские, с московские волокиты вконец погибают,

Выписка:

(Л. 101)

и достальные их крестьяне и люди из-за них выходят за московских всяких чинов людей и за власти и за монастыри.

А в городех им, дворяном и детем боярским, на власти и на монастыри и на московских на всяких чинов людей суда не дают.

И государь бы их, дворян и детей боярских, за прежнюю их службу и за кровь и для их бедности и разоренья и для нынешних безпрестанных служеб пожаловал вечным своим государским жалованьем, как было при прежних государех и ево государев указ.

И велел бы государь те урочные пять лет отставить, а велел бы государь беглых их крестьян и людей отдавать им по писцовым и по отделным книгам и по выписем и по крепостем.

Выписка:

(Л. 102)

И велел бы государь на властей и на монастырей и на московских всяких чинов людей и на их прикащиков их, дворян и детей боярских, в беглых людех и во крестьянех и в обидах суд давати в городех в те поры, как им государевы службы нет.

И велел бы государь их, дворян и детей боярских, в городех судить, выбрав из дворян и из земских людей по своему государеву указу и по судебной книге для их бедности и разоренья и для дальнево пути и московской волокиты и проести.

Помета по сставам и на Л. 102: 145-го февраля в 20 день //государь пожаловал, // для их служеб, // что летом всегда бывают на службах, // а зимою для служеб отсрочивают рано, // велел в беглых крестьянех суд/ давати их будет доведетца // и по сыску и по книгам за сколько лет отдают в Троицын Сергиев монастырь и о том послать // памяти по приказом, а о указных летех справитца во дворце и на Патриарше дворе, как их ведал судом блаженные памяти при великом государе святейшем патриархе Филарете Никитиче Московском и всеа Руси».