1642 г. мая 13 - ноября 30. Тайный наказ и допросы послам в Данию С.М. Проестеву и И. Патрикееву о переговорах с датским королем относительно брака его сына принца Вольдемара и царевны Ирины Михайловны.
Ф. 53. Сношения России с Данией. 1642. № 3. Л. 1–166. Черновики.
Выписка:
«(Л. 1)
Лета 150-го маия в 13 день государь царь и великий князь Михайло Федорович всеа Русии указал послом окольничему и наместнику Шатцкому Степану Матвеевичю Проестеву да диаку Ивану Исакову сыну Патрекееву в Датцкой земле свое государево дело делати и на посольстве королю в ответе королевским думным людем о государственных о больших и о л…х, межевых и о всяких делех говорити по наказу, каков им дан государев [большой наказ]. А сесь государев наказ дан им [о]собно, и сего б государева наказу опричь их, послов нихто у них не ведал.
И как послы на приезде у короля будут и речь изговорят, и государеву грамоту и поминки подадут, и им в тот день или назавтрее приказати х королевским думным людем с приставом, что есть с ними царского величества тайной приказ. И они б изве

(Л. 2)
стили королевскому величеству, чтоб король выслал к ним в ответ своих ближних думных людей. А были б думные люди, которые у короля блиски и ему верны. Да как придут в ответ, и опричь бы тех [думных] людей нихто с ними не был.
И послом говорить: Ведомо государю вашему, Хрестьянусу королю, как из давных лет великие государи цари и великие князи росийские были в братцкой дружбе и в любви с прежними короли датцкими. А после того дед великого государя нашего его царского величества, блаженные памяти великий государь царь и великий князь Иван Васильевич всеа Русии самодержец был в братцкой дружбе и в любви с отцом Хрестьянуса короля, славные памяти с Фредериком королем. А после того великого государя нашего его царского величества дядя, блаженные памяти великий государь царь и великий князь Федор Иванович всеа Русии самодержец, а после того царь и великий князь Борис Федорович всеа Русии бвл в братцкой

(Л. 3)
дружбе и в любви и в ссылке з государем вашим с нынешним, с Хрестьянусом королем... И ныне великий государь наш его царское величество, вспамятовав прежнюю дружбу и любовь и докончанье предков своих, великий государей царей и великих князей росийских с прежними короли з датцкими и с Хрестьянусом королем, ноипаче с его королевским величеством хочет быти в приятельстве и в крепкой дружбе и в соединенье свыше всех государей. И для того велел королевскому величеству

(Л. 4)
объявити, что всесильный в Троице славимый Господь Бог подаровал ему, великому государю его царскому величеству, благородные чада и его государской дщери, благоверной царевне и великой княжне Ирине Михайловне время приспело сочетатися законному браку. А ведомо его царскому величеству, что у королевского величества есть доброродной и высокорожденной любительной его королевской сын королевич Волдемар Християн граф Шлезвитцкой

(Л. 5)
Голтенской. И для того великий государь наш его царское величество его королевскому величеству любительно объявляет: будет королевское величество похочет с великим государем нашим быти в братцкой дружбе и в любви и в соединенье и в приятельстве навеки, и его б королевское величество поволил сыну своему, королевичу графу Вольдемару Християну у великого государя нашего у его царского величества его государскую дщерь, благоверную и благородную царевну и великую княжну Ирину Михайловну понять и законному

(Л. 6)
браку сочетатися. А как тому делу меж великого государя нашего и королевского величества быти, и о том с нами есть царского величества полной наказ. И вам бы, ближним людем, известити о том королевскому величеству, чтоб королевское величество велел нам быти у собя наодине или в ответе с вами, ближними людьми, и о том нам велел объявити, что на то дело его королевского величества мысль и хотенье.

(Л. 7)
И будет спросят, есть ли с ними великие государыни царевны и великие княжны Ирины Михайловны персона, чтоб ее королевскому величеству видет.
И послом говорити: В обычье того у великих государей наших росийских того не бывает, чтоб персоны их государских дщерей для остереганья их государского здоровья в чюжие государства возить. Да и в Московском государстве государыни нашие царевны и великие княжны Ирины Михайловны, окроме самых ближних бояр, иные бояре и всяких чинов люди очей не видают.

(Л. 8)
Да как им король велит быти у собя наодине и учнет им говорити, о чем они с его ближними людьми о государских делех говорили, и ближние люди о том ему извещали, и ему то все ведомо, и с великим государем его царским величеством в братцкой крепкой дружбе и любви и в приятельстве быти он хочет, а любительного сына его, королевича графа Вольдемара, великий государь его царское величество и они, послы, знают, потому что он у царского величества был в послех, и они б объявили: Толко такое дело меж их, государей, станетца, и государь их тому своему любительному сыну королевичю графу Вольдемару у великого государя у его царского величества его государской дщери, благоверной и благородной царевне и великой княжне Ирине Михайловне, законному браку сочетатися поволит, и ему, графу Вольдемару, в коей вере быти? Потому что великий государь его царское величество и его государские благородные чада греческие веры, а он, Християнус король, и сын его королевич Вольдемар люторские веры, а отступити

(Л. 9)
им своей веры непригоже, {и тому делу как статися} {и для того чают, что то дело статися не может}.
И послом говорити: Великий государь наш царь и великий князь Михайло Федорович всеа Росии самодержец православные хрестьянские веры греческаго закону, которая вера предана от самого Спасителя нашего и Бога Исуса Христа от святых его ученик и апостолов и по ся места ничем нерушимо. А только его королевское величество сыну своему королевичю Вольдемару поволит у великого государя у его царского величества государыню нашу, его государскую благородную дщерь, благоверную царевну и великую княжну Ирину Михайловну поняти и законному браку сочетатися, и ему б

(Л. 10)
с нею, государынею, быти одное веры. И он бы, Християнус король, того своего любительного сына, королевича графа Вольдемара, отпустил к великому государю, к его царскому величектву. А приехав бы ему в Росийское государство, креститеся в правосланую веру во святой купели святаго крещения водою и Духом, а не крестився в купели святаго крещения и не приступя к нашей истинной православной вере, его королевского величества любительному сыну, королевичю графу Вольдемару, у великого государя у его царского величества на дщери, благоверной и благородной царевне и великой княжне Ирине Михайловне, законному браку сочетатися невозможно < и статися тому делу не мочно>, для того что будет противно нашему християнскому закону и ото всех людей Росийского государства великому государю нашему и ей, государыне, и королевичю графу Вольдемару будет поносно и нелюбительно. Да и непригожее то дело, что мужу з женою быти розных вер. А толко его королевского величества доброродной и любительной сын, королевич граф Вольдемар от своей веры к нашей

(Л. 11)
истинной православной вере приступит и примет святое крещение, и ему в том будет от Бога милость и ото всех людей честь и слава, потому что он приступит к православной хрестьянской истинной вере и святое крещение примет для благоверные и благородные супруги своей и для своего душевного спасения, и с нею, государынею, будет единыя християнские веры и ко святому причастию пречистаго тела и крови Христовы учнут приступати обще, и по их государской вере подарует им, государем, Бог благородные чада им, государем, на радость и веселие…

(Л. 54)
И послы допрашиваны: Преж сего которые послы и посланники и гонцы посыланы от государя х Крестьянусу королю, и король с ними приказывал к нему, великому государю поклон любительно, по его государскому достоинству, встав, и говорил: Как де будете у брата нашего, у великого государя царя и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии самодержца, и вы ему от нас поклонитеся. И они, послы, королю про то выговаривали, что король к царскому величеству приказывает поклон не любительно, и государского полного именованья не говорил.
И послы сказали: Как де они были у короля на отпуске, и король де приказал с ними к государю поклон, как они преж сего в роспросе сказывали, а полного де государского именованья не говорил, и они ему о том не говорили ж, и в той де их вине волен Бог да государь…».
