№ 213
1646 г. марта 5 - июля 27. «Изследование» русских послов в Стамбуле об укрывающихся там двух самозванцах, казаке Иване Вергуне и подьячем Тимошке Анкудинове, назвавшемся сыном царя Василия Шуйского.
Российский государственный архив древних актов.
Ф. 149. Дела о самозванцах. Оп. 1. № 72. Л. 1–32. Без начала. Подлинник.
По прошествии более 30 лет со времени событий Смуты Россия так и не избавилась от феномена самозванчества. Об одном из двух самозванцев, объявившихся в Константинополе, русские послы С.В. Телепнев и дьяк А. Кузовлев узнали еще в Кафе от архимандрита святогорского Спасского монастыря Иоакима. Он называл себя московским царевичем и просил у крымского хана войска, чтобы идти на Московское государство. Самозванец оказался казачьим сыном из города Лубны, «Ивашка Вергуненок», который бежал на Дон, «воровал», затем попал в плен к татарам и был продан в Кафу, выжег у себя на спине полумесяц и назвался царским сыном, крымский царь прислал его в столицу. Иван Вергун выдавал себя за царевича Дмитрия. Второй «вор» был прислан из Молдавии господарем Василием, он рассказал, что служил в Москве в подьячих в Новой четверти и назвался сыном царя Василия Шуйского. Посольский подьячий выяснил, что его имя Тимофей Анкудинов, родом он из Вологды, стрелецкий сын, сжег свой двор и жену в Москве и бежал в Литву. Анкудинов также просил у султана войск, чтобы идти на Астрахань. Послы уличали обоих самозванцев в заведомой лжи. Вергун был заключен в Семибашенный замок и затем сослан; Анкудинов два раза бежал из Константинополя, где на него не обращали внимания, но был пойман, насильственно обрезан и обращен в «бусурманскую веру».
Выписка:
«(Л. 1)
Июля в 6 день. Послом Степану Васильевичю Телепневу да дьяку Алферью Кузовлеву татарсково языку переводчик Ондрей Резепов да толмач Емельян Янчюров сказали: Ходили де оне по их посольскому приказу к везерю. И как де оне пошли к везерю, и не дошед везерева двора, зашли на двор к Резжепу аге. И Резжеп де ага их спрашивал, слышали ль де послы и вы, что приехал с Русии к ним в Царьгород руской человек, а сказывает себя нарочитым человеком. А как де он из Руси выехал на Литву, тому де другой год. А из Литвы де он выехал на Буд…скую землю и на Волохи. А из Волох де воложской князь Василей прислал его из Волох в Царьгород к салтанову величеству. И оне де, переводчик и толмач, слышав от Резжеп аге такую речь, и [у] везеря на дворе слышали оне от него, везеря и от многих людей, что выехал к ним из Литвы руской человек, и того ж человека видели оне у везеря тихим обычьем в скрыте… человек он середней, тонок, сухощок, волосом рус черноват, борода руса черновата, продолговата немного…».