1646 г. мая 10. Грамота из Устюжской чети писцам А.М. Толочанову и Я. Плохово о посошном обложении монастырских вотчин и о запрещении монастырям и церквям принимать в заклад тяглые дворы и земли.
Ф. 141. Приказные дела старых лет. Оп. 1. 1646. № 154. Ч. 2. Л. 512–518. Отпуск.
Выписка:
«(Л. 512)
От царя и великого князя Алексея Михайловича всеа Русии на Устюг Великий писцом нашим Афонасью Михайловичю Толочанову да подьячему Якиму Плохово. Били нам челом Устюга Великого Архангельского монастыря архимарит Игнатей з братьею, а сказали: есть де у них в Устюжском и в Усольском уезде в розных станех и в волостях монастырские невеликие деревни тяглые, платят с них всякие наши четвертные доходы и стрелецкие деньги и в ямскую гоньбу и сибирские хлебные запасы и в мирские росходы земским судейкам и старостам, и целовальни[ка]м и зборщиком по их силном[у] белочному окладу. А собрав, он те денги пропивают на вине и [про]едают в лабазнях на харчю, иными денгами и сами корыстуютца и росписывают в бездельные свои издершки и на проезжих людей для того, чтоб им в мире отчет дати. А в тех де денег место, что они пропьют и съедят и сами завладеют, займуют деньги в кабалы из великих ростов, а пишут в кабалы, что бутто они денги займуют на мирской росход. А они де, архимарит, про те кабалы не ведают и денег зай
(Л. 513)
мовать не велят и в кабалы их не пищут. И те де они кабалы своим самовольством без них розрубают и збирают на них же по белкам, и в те де их кабалы и в росты и в убытки и в лишние прирубные деньги выходит в росход из монастыря больши наших доходов, и в том де нашему богомолью чинятца убытки великие и монастырю оскуденье… И нам бы их пожаловати, велети б с их монастырских вотчинных деревень всякие наши доходы и стрелецкие и ямские деньги и сибирской хлебной запас платить на Устюге Великом в съезжей, считаясь с волостными крестьяны по писцовым книгам повытно, а не побелочно…
(Л. 516)
... И как к вам ся наша грамота придет, и вы б Архангельского монастыря прикупные деревни и всякие угодья по наказу, каков вам дан против указу отца нашего блаженные памяти великого государя царя и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии за пометою думного нашего диака Михаила Волошенинова
(Л. 517)
…А вперед в монастыри к церквам, и гостиные и суконные сотни торговым людем, и съезжие избы подьячим и всяким нетяглым людем посацких тяглых земель, дворов и волостных чорных деревень, и всяких тяглых угодей, опричь посацких людей и чорных волостных крестьян, в заклад имать и покупать и вкладу в монастыри и к церквам давать отнюдь не велели и о том учинить заказ крепкой…».
