№ 228
XVII в. Авраамий Палицын. «История в память предьидущим родом».
Российский государственный архив древних актов.
Ф. 181. Рукописный отдел библиотеки МГАМИД. Оп. 1. Ед.хр. 72. Л. 1–282. Скоропись 4.
Рукопись подарена МГАМИД коллежским асессором Михаилом Ивановичем Шульцем, внесена в реестр 16 сентября 1800 г. «В конце много погнила».
Публикации: Сказание об осаде Троице-Сергиева монастыря от поляков и литвы и о бывших потом в России мятежах. Сочин. онаго ж Троицкаго монастыря келарием Авраамием Палицыным. М., 1784; 2-е изд. М., 1822; Сказание Авраамия Палицына // РИБ. Т. 13. СПб., 1909. С. 957–1271; Сказание Авраамия Палицына / Подгот. текста и комм. О.А. Державиной и Е.В. Колосовой. Под ред. Л.В. Черепнина. М-Л., 1955; Памятники литературы Древней Руси. Конец XVI – начало XVII века. Л., 1987. С. 162–281, 563–578.
Аверкий Иванов сын Палицын (ок. 1550–1626) происходил из детей боярских Московского уезда, в котором и верстался. В 1576–1586 гг. был воеводой в Коле и, возможно, на Холмогорах, «государевым посланником» на русском Севере, дозорщиком Темниковского и Шацкого уездов, участвовал в отражении набега крымцев и наделении землей арзамасских служилых людей (1582–1587 гг.) После опалы 1587/88 г. (причины неясны) Аверкий Палицын был сослан, а его имущество конфисковано. В 1596 г. описывал дворцовую Новоникольскую слободу в Казанском уезде (г. Оса). Не ранее 1597 г. Аверкий Палицын постригся в монахи в Соловецком монастыре с именем Авраамий. В 1602 г. он был соловецким келарем, в 1603/4 г. старцем этой обители Возможно, Палицын управлял подворьем Соловецкого монастыря в Каргополе. В 1607/8 г. стал келарем Троице-Сергиева монастыря. Палицын находился в монастыре во время осады его поляками и в дальнейшем красочно описал эти события. Позднее он рассорился с правительством царя Василия Шуйского и склонялся к кандидатуре королевича Владислава или польского короля для избрания на российский престол. Участвовал в составлении и рассылке патриотических грамот монастыря (март-октябрь 1611 г.). С весны 1612 г. А. Палицын становится сторонником «казацких таборов» Д.Т. Трубецкого, на помощь которым зовет Второе ополчение. Во время решающего сражения с интервентами у стен Москвы (24 августа 1612 г.) келарь сумел склонить ратников Трубецкого к поддержке отрядов К. Минина и кн. Д.М. Пожарского. В дальнейшем Палицын содействовал примирению и объединению ополчений, а также одобрению кандидатуры царя Михаила Федоровича. Келарь подписался под «Грамотой утвержденной…» об избрании Михаила Романова на царство. После Смуты Авраамий Палицын деятельно участвовал в восстановлении хозяйства монастыря, был также инициатором правки богослужебных книг. Летом 1620 г. Палицын оставил свою должность в Троице-Сергиевом монастыре, и вероятно, тогда же уехал на Соловки, где и умер 13 сентября 1626 г. Авраамий Палицын – автор «Истории в память предьидущим родом» или «Истории вкратце», относящейся к шедеврам русской литературы и являющейся популярнейшим публицистическим произведением (известны 226 ее списков XVII–XIX вв.).
Я.Г. Солодкин полагает, что «Историю» Палицын начал писать после воцарения Михаила Федоровича как повесть об осаде поляками Троице-Сергиева монастыря в 1608–1610 гг. Затем в нее вошли «сказания» о разорении и освобождении Москвы, избрании на престол Михаила Федоровича, вторжении войск королевича Владислава. Позже было написано введение с описанием событий от смерти Ивана Грозного до смуты при Василии Шуйском («Сказание, киих ради грех…»). Первую редакцию сочинения он относит к осени 1619 г., к моменту отправления на Соловки была создана 2-я редакция, включавшая заключительную главу и послесловие. В Соловецком монастыре создана новая редакция с изменением некоторых характеристик и трактовки событий. В произведении использованы современные Палицыну исторические сочинения, грамоты Троице-Сергиева монастыря, воспоминания и записи участников обороны монастыря, документы Посольского и Разрядного приказов. Основная мысль сочинения состоит в возложении ответственности за события Смуты на высшие слои общества, которые не смогли облегчить тяжелое положение народных масс. Инициативой масс Палицын считал и создание двух ополчений. Повествование носит динамичный и эмоциональный характер, описание событий реалистично и в некоторых местах автобиографично.
И.О. Тюменцев, наоборот, полагает, что произведение Палицына далеко от реализма и содержит много выдумок и мистификаций. Начало составления «Истории» он относит к 1610 г.
Выписка:
«(Л. 10 об.)
…Благочестивому и храброму во царех царю и великому князю Ивану Васильевичю всеа России самодержцу дошедшу кончины лет, преставись лета 7092-е. Его же скипетра и всея державы восприемник бысть сын его юнейши Феодор Иванович. И той убо не радя о земном царствии
(Л. 11)
мимоходящем, но всегда ища непременяема, его ж видя, око зрящее от превышних небес дает того изволению немятежно земли Рустей пребывание и всех благих произволение. Кипяше ж и возрасташе велиею славою и разпространяшесь во вся страны царство его. В славе ж его вознесеся брат царицы его Ирины Борис Годунов, якоже Иосиф во Египте, и толико знаменит бе, яко и от перских царей и от Италии и от всего Запада приносящеи дары честныя царю Федору Ивановичю, и тому Борису равно подобно царстей чести дарования приношаху. Но аще и разумен бысть Борис в царских правлениях, но писания божественнаго не навык, и того ради в братолюбии блазнен бываше…

(Л. 251 об.)
…Рязанские же земли жители, дворяне и дети боярские и всякие воинские люди, видяще толко насильство поляков, в них же начальствуя тогда на Рязани воевода Прокофей Петрович Ляпунов. И сослашись с володимерцы, и с ярославцы, и с костромичи, и с нижгородцы, и с государством Казанским, и с польскими городами, и со всеми татары, потом ж и того врага Заруцкого увещаша многими дарами и посланьми, с ними ж многие казанские и северские городы
(Л. 252)
изволением Божиим обратишась, и тако изо всех градов литву начаша изганяти.
Сказание вкратце о разорении царствующаго града Москвы.
Кто не восплачется и не возрыдает и теплых слез, аще есть и каменносердечен и жестосерд о велицем сем царствующем граде, иже прежде бысть толико велик и превысок, прекрасен и всем прелюбезен, воочию зрящим его…
(Л. 262)
…И от иных многих градов всякие служивые люди приидоша под царствующий град Москву и вкупе снемшесь. И бысть многочисленное воинство: польские ж и литовские люди и с рускими изменники изыдоша напротиву их и бысть им бой велик, и от обою страну мнози пиша смертную чашу. И Божиею милостию одолеша еретиков православнии и многих поляков и немец побили и во град потоптали и Белово каменово

(Л. 262 об.)
города от Москвы реки взяли круглую башню, и Яуские и Покровские, и Фроловские, и Устретенские, и Петровские, и Тверские ворота, и вниде все христолюбивое воинство в Каменой Большой город, а польских и литовских людей осадили в Китае городе и Кремле, а немец осадили в Новом Девичье монастыре.
Во обители живоначальныя Троицы архимарит Дионисий да келарь старец Аврамей со всем освященным собором и со всею братьею по вся дни совершающе молебная, моляще всещедраго в Троицы славимаго Бога и Матерь Слова Божия и великих чюдотворцов Сергия и Никона о помощи и о укреплении на враги всего христолбиваго воинства, освятивше воду, и со святыми водами тогда приезжал под Москву к бояром и воеводам и ко всему воинству келарь Арамей Палицын…
(Л. 274 об.)
Воевода ж князь Дмитрей Петрович с товарыщи, пришед к Москве, стал у Тверских ворот, а Иван Заруцкой, исполнен сый зависти со единомысленными своими и заслав полку своего множество казаков, да убиют воеводу князя Дмитрея Петровича…
(Л. 275)
Потом и сам князь Дмитрей Михайлович и Козьма Минин поидоша под царствующий град и слышавше во граде Пскове вси людие о сем и с прежреченным Иваном Плещеевым советовав. По сем ж и казаки от прелести обратишась, вора, иже назвась царем Дмитреем, поимавше, к Москве приведоша…».