Содержание

Дополнительно

Назад, к разделу
№ 229

XVII в. Авраамий Палицын. Сказание об осаде Троице-Сергиева монастыря.

Российский государственный архив древних актов.
Ф. 181. Рукописный отдел библиотеки МГАМИД. Оп. 1. № 73. Л. 1–254. Скоропись XVII в.
В этом же сборнике «Служба и житие Зосимы и Савватия Соловецких».
Подарен надворным советником Павлом Евреиновым в 1814 г.
Аверкий Иванов сын Палицын (ок. 1550–1626) происходил из детей боярских Московского уезда, в котором и верстался. В 1576–1586 гг. был воеводой в Коле и, возможно, на Холмогорах, «государевым посланником» на русском Севере, дозорщиком Темниковского и Шацкого уездов, участвовал в отражении набега крымцев и наделении землей арзамасских служилых людей (1582–1587 гг.) После опалы 1587/88 г. (причины неясны) Аверкий Палицын был сослан, а его имущество конфисковано. В 1596 г. описывал дворцовую Новоникольскую слободу в Казанском уезде (г. Оса). Не ранее 1597 г. Аверкий Палицын постригся в монахи в Соловецком монастыре с именем Авраамий. В 1602 г. он был соловецким келарем, в 1603/4 г. старцем этой обители Возможно, Палицын управлял подворьем Соловецкого монастыря в Каргополе. В 1607/8 г. стал келарем Троице-Сергиева монастыря. Палицын находился в монастыре во время осады его поляками и в дальнейшем красочно описал эти события. Позднее он рассорился с правительством царя Василия Шуйского и склонялся к кандидатуре королевича Владислава или польского короля для избрания на российский престол. Участвовал в составлении и рассылке патриотических грамот монастыря (март-октябрь 1611 г.). С весны 1612 г. А. Палицын становится сторонником «казацких таборов» Д.Т. Трубецкого, на помощь которым зовет Второе ополчение. Во время решающего сражения с интервентами у стен Москвы (24 августа 1612 г.) келарь сумел склонить ратников Трубецкого к поддержке отрядов К. Минина и кн. Д.М. Пожарского. В дальнейшем Палицын содействовал примирению и объединению ополчений, а также одобрению кандидатуры царя Михаила Федоровича. Келарь подписался под «Грамотой утвержденной…» об избрании Михаила Романова на царство. После Смуты Авраамий Палицын деятельно участвовал в восстановлении хозяйства монастыря, был также инициатором правки богослужебных книг. Летом 1620 г. Палицын оставил свою должность в Троице-Сергиевом монастыре, и вероятно, тогда же уехал на Соловки, где и умер 13 сентября 1626 г.
XVII в.  Авраамий Палицын. Сказание об осаде Троице-Сергиева монастыря. РГАДА.

Выписка:

«(Л. 58)

… О совете вора с литвою еже разорити дом Пресвятыя Троицы. Собравшужеся сонмищу сатанин и отверзшим псом уста своя и собирают тщетная беззакония, сицевая глаголющи: О царю великий Димитрий Иванович! Доколе стужают великому твоего благородству…

XVII в.  Авраамий Палицын. Сказание об осаде Троице-Сергиева монастыря. РГАДА.

(Л. 64 об.)

…О думе панов. Тогда месяца в 29 день полские и литовские люди и с первосоветники своими рускими богомерскими отступники всяческии размышляюще и советующе тщетная, коими образы глаголюще возможем взяти Троицкой Сергиев монастырь или коею хитростию

XVII в.  Авраамий Палицын. Сказание об осаде Троице-Сергиева монастыря. РГАДА.

(Л. 65)

уловити можем. И тако совет составляют, ово приступы взяти, яко некрепок глаголюще град и низкостен; ини ж ласкою и грозою повелеваху у воевод и у народу прошати монастыря, аще ли и сим не увещаем их, им кожду подкоп свой под городовую стену подведем и без крови можем град взяти…

XVII в.  Авраамий Палицын. Сказание об осаде Троице-Сергиева монастыря. РГАДА.

(Л. 71)

О поставлении около граду стенобитных хитростей. Того ж месяца в 30 день богоборцы Сапега и Лисовской, приемше отписку и видев к ним непокорение градских людей, и исполнишася ярости и повелеша всему своему литовскому и рускому воинству приступати ко граду со всех стран и брань творити. Градсти ж людие биющиеся с ними крепко. Сапега ж и Лисовской повелеша туры прикатити и наряд поставити. И той нощь туры многие прикатили и наряд поставили… Месяца октября в 3 день начаша бити изо всех туров и биюще по граду шесть недель безпрестанно изо всего наряду…».

В начало страницы

Выписка:

«(Л. 58)

… О совете вора с литвою еже разорити дом Пресвятыя Троицы. Собравшужеся сонмищу сатанин и отверзшим псом уста своя и собирают тщетная беззакония, сицевая глаголющи: О царю великий Димитрий Иванович! Доколе стужают великому твоего благородству…

Выписка:

(Л. 64 об.)

…О думе панов. Тогда месяца в 29 день полские и литовские люди и с первосоветники своими рускими богомерскими отступники всяческии размышляюще и советующе тщетная, коими образы глаголюще возможем взяти Троицкой Сергиев монастырь или коею хитростию

Выписка:

(Л. 65)

уловити можем. И тако совет составляют, ово приступы взяти, яко некрепок глаголюще град и низкостен; ини ж ласкою и грозою повелеваху у воевод и у народу прошати монастыря, аще ли и сим не увещаем их, им кожду подкоп свой под городовую стену подведем и без крови можем град взяти…

Выписка:

(Л. 71)

О поставлении около граду стенобитных хитростей. Того ж месяца в 30 день богоборцы Сапега и Лисовской, приемше отписку и видев к ним непокорение градских людей, и исполнишася ярости и повелеша всему своему литовскому и рускому воинству приступати ко граду со всех стран и брань творити. Градсти ж людие биющиеся с ними крепко. Сапега ж и Лисовской повелеша туры прикатити и наряд поставити. И той нощь туры многие прикатили и наряд поставили… Месяца октября в 3 день начаша бити изо всех туров и биюще по граду шесть недель безпрестанно изо всего наряду…».