Содержание

Дополнительно

Назад, к разделу
№ 231

Кон. XVII в. Хронограф редакции 1617 г.

Российский государственный архив древних актов.
Ф. 181. Рукописный отдел библиотеки МГАМИД. Оп. 1. № 8/8. Л. 624–762. Подлинник.
Полуустав XVII в.
Публикации: Летописец, списанный Св. Дмитрием в Украйне с готового 2-й редакции до 1617 г… / Издан Амфилохием еписком Угличским. М., 1892; Статьи о Смуте, извлеченные из Хронографа 1617 г. // РИБ. Т. 13. СПб., 1909. С. 1273–1322; Памятники литературы Древней Руси. М., 1987. С. 318–357.
Хронограф 1617 г. создан при дворе Михаила Федоровича Романова. Для его создания был отредактирован хронограф 1512 г., главы, посвященные всемирной истории, сокращены, статьи, посвященные истории России, – переработаны. Хронограф доведен до первых лет царствования Михаила Федоровича. Несмотря на краткость, оказал большое влияние на последующее летописание в России. В Хронографе описывается в том числе приход кн. Д.М. Пожарского и К. Минина к Москве с воинством, избрание на царство Михаила Федоровича, отправление посольства с уведомлением об этом к Костроме, поход королевича Владислава на Москву 1618 г.
Кон. XVII в. Хронограф редакции 1617 г. РГАДА.

Выписка:

«(Л. 643)

… Царство Ростриги Григорья Отрепьева иже лжею от лукаваго взят на ся именование новоцаревича князя Димитрия Углецкаго. И тако виде той еретик Гришка предивнаго и пресловущаго в поднебесней сияющаго града Москвы и вниде в него 113-го году месяца июня в 20 день в четверток никим же вредим. По царе и великом князе Феодоре Борисовиче восхити престол Рускаго царства рострига Григорей Отрепьев, прежде бывый черной диакон, иже лжекознственно именоваше себе царевича князя Дмитрея Углецкаго…

Кон. XVII в. Хронограф редакции 1617 г. РГАДА.

(Л. 689)

Сказание вкратце о разорении царствующаго града Москвы. Кто не восплачется и не возрыдает и теплых слез источники излиет, аще есть каменносердечен и жестосерд, о велицем сем царствующем граде Москве, иже прежде бысть толико велик и превысок, прекрасен и всем любезен, воочию зрящим его. И благочестивыми великими цари царствуем и обладаем бе, и не токмо крепкими и высокими стенами, но и храбрыми оруженосцы и храбрыми ратоборцы и премудрыми мужи ображен сый. Паче же святыми церквами и многоцелебными мощьми святых цветяше и молитвами их от всякаго держащаго укрепляем, растяше и возвышашася. И от многих государств покланяем, и богатством же и славою и многонародным множеством и превеликим пространством не токмо в Росии, но и во многих ближних и далных государствах пославляем бысть царствующий град Москва…

Кон. XVII в. Хронограф редакции 1617 г. РГАДА.

(Л. 712)

…О взятии поляков и литвы и немец во граде Кремле. Во граде же Кремле в осаде поляки и литва и немцы и руские изменники гладом зело стесняеми люте умирающе. Польской же гетман Струс и Федор Андронов со всеми паны и з немцы и с рускими изменники видяще свою конечную погибель и пред очима смерть превознесенную, свою выю преклоняют и непокорливое сердце покоряют, по вся дни присылающе к бояром и воеводам и ко всему воинству с повиновением, живота себе и милости просяще, и себе повинных творяху, и о смирении молятся и град Кремль в руце им предают. И прежде отпустили из града боярина князя Федора Ивановича Мстиславского с товарыщи и дворян, московских гостей и торговых людей, иже прежде у них были в неволе, потом же и сами вси предашеся и град отвориша…

Кон. XVII в. Хронограф редакции 1617 г. РГАДА.

(Л. 714 об.)

…О избрании благовернаго и благороднаго великого государя царя и великаго князя Михаила Федоровича всеа Росии самодержца и о посте и о молитве всех православных християн. Егда Господь сокруши главы прегордых змиев поляков и латин и христоненавистных руских изменников в царствующем и велицем граде Москве, власть же тогда предержаху всеа Руския державы бояря и воеводы и прочии же от царскаго сиглита суще, и Богу помогающу, поелику возможно, воеводствоваху, судяще и обладаху, яко же лето бысть, поновляюще и строяще в царском дому и во всем царствующем граде вся опроверженная и разсеченная. Храмы же святыя, оскверненныя от окаянных лютор, повелеша паки украшати, комуждо по силе своей, и освящати святым свещением,

Кон. XVII в. Хронограф редакции 1617 г. РГАДА.

(Л. 715)

и всяко безлености и тщателно строяще во всей Росии. Лжи ласкатели иже прежде от врага научившися, и злу начитнатели, ти тогда мятуще в воинстве и свар великих творяще, шепчуще неправедная во ушеса державствующих. И сего ради не бысть совета блага между воевод, но вражда и мятеж. Казацкого чина воинство многочисленно тогда бысть и в прелесть велику горше прежняго впадоша, вдавшуся блуду и питию и зерни и пропивше и проигравше вся своя имения, насилующе многих в воинстве, паче же православному християнству исходяще из царствующаго града во вся грады и села и деревни, и на пути грабяще, и мучаще немилостивно, сугубейши перваго десяторицею. И кто может изглаголати тоя беды, тогда сотворишияся от них, ни един бо от неверных сотвори толико зла, еже они творях православным христяином,

(Л. 715 об.)

различно мучаще. И бысть по всей Росии мятеж велик и нестроение злейши перваго. Боляря же и воеводы не ведуще, что сотворити, зане множество их зело и в самовольствии блудяху. Но положивше упование на содержащаго всяческая в Троицы славимаго Бога, собраша митрополиты, архиепископы и епископы, архимандриты и игумены и весь Освященный собор и всенародное множество православных християн, и заповедавша первее в царствующем граде Москве, по сем послаша во вся грады Росийския державы от всего Освященнаго собора, да постятся три дни вси православныя християна и да молят прещедраго благаго и многомилостиваго владыку и Бога и Пречистую Его Матерь о устроении всеа Росийския земли, и дал бы Господь Бог государя царя всеа Росии и над прочими господарсты Росийския державы…

Кон. XVII в. Хронограф редакции 1617 г. РГАДА.

(Л. 725 об.)

Сказание о приходе под царствующий град Москву ис Польши королева Жигимонтова сына Владислава со множеством воинства с польскими и литовскими людьми, с немцы и с черкасы и с рускими

Кон. XVII в. Хронограф редакции 1617 г. РГАДА.

(Л. 726)

изменники, а ис под Москвы под Троецкой Сергиев монастырь, ис московскми послы взем мир, возвратися во свою Польскую землю.

Иже искони ненавидяй християнскому роду добра враг и супостат наш диавол, и еще недоволен льстивый, насыщаяяся крови християнской, оле вражию злому совету да православное християнство, о горе, беда великая, змий убо сверженный, паки зле вооружается на церковь Господню, растерзати ю хотяше и чада ея пожрети, породившихся святым крещением…посылает убо польский корль Жигимонт вышепомянутого сына своего Владислава на Московское государство со множеством польских и литовских людей. Сын же королев Владислав повелением отца своего поем с собою многое воинство и прииде во град Смоленеск, и ту собравшася к нему многие воры, изменники казаки Московского государства. Оттуду же доиде до царствующаго града Москвы, многи крови християнския изливая, сим величащася…».

В начало страницы

Выписка:

«(Л. 643)

… Царство Ростриги Григорья Отрепьева иже лжею от лукаваго взят на ся именование новоцаревича князя Димитрия Углецкаго. И тако виде той еретик Гришка предивнаго и пресловущаго в поднебесней сияющаго града Москвы и вниде в него 113-го году месяца июня в 20 день в четверток никим же вредим. По царе и великом князе Феодоре Борисовиче восхити престол Рускаго царства рострига Григорей Отрепьев, прежде бывый черной диакон, иже лжекознственно именоваше себе царевича князя Дмитрея Углецкаго…

Выписка:

(Л. 689)

Сказание вкратце о разорении царствующаго града Москвы. Кто не восплачется и не возрыдает и теплых слез источники излиет, аще есть каменносердечен и жестосерд, о велицем сем царствующем граде Москве, иже прежде бысть толико велик и превысок, прекрасен и всем любезен, воочию зрящим его. И благочестивыми великими цари царствуем и обладаем бе, и не токмо крепкими и высокими стенами, но и храбрыми оруженосцы и храбрыми ратоборцы и премудрыми мужи ображен сый. Паче же святыми церквами и многоцелебными мощьми святых цветяше и молитвами их от всякаго держащаго укрепляем, растяше и возвышашася. И от многих государств покланяем, и богатством же и славою и многонародным множеством и превеликим пространством не токмо в Росии, но и во многих ближних и далных государствах пославляем бысть царствующий град Москва…

Выписка:

(Л. 712)

…О взятии поляков и литвы и немец во граде Кремле. Во граде же Кремле в осаде поляки и литва и немцы и руские изменники гладом зело стесняеми люте умирающе. Польской же гетман Струс и Федор Андронов со всеми паны и з немцы и с рускими изменники видяще свою конечную погибель и пред очима смерть превознесенную, свою выю преклоняют и непокорливое сердце покоряют, по вся дни присылающе к бояром и воеводам и ко всему воинству с повиновением, живота себе и милости просяще, и себе повинных творяху, и о смирении молятся и град Кремль в руце им предают. И прежде отпустили из града боярина князя Федора Ивановича Мстиславского с товарыщи и дворян, московских гостей и торговых людей, иже прежде у них были в неволе, потом же и сами вси предашеся и град отвориша…

Выписка:

(Л. 714 об.)

…О избрании благовернаго и благороднаго великого государя царя и великаго князя Михаила Федоровича всеа Росии самодержца и о посте и о молитве всех православных християн. Егда Господь сокруши главы прегордых змиев поляков и латин и христоненавистных руских изменников в царствующем и велицем граде Москве, власть же тогда предержаху всеа Руския державы бояря и воеводы и прочии же от царскаго сиглита суще, и Богу помогающу, поелику возможно, воеводствоваху, судяще и обладаху, яко же лето бысть, поновляюще и строяще в царском дому и во всем царствующем граде вся опроверженная и разсеченная. Храмы же святыя, оскверненныя от окаянных лютор, повелеша паки украшати, комуждо по силе своей, и освящати святым свещением,

Выписка:

(Л. 715)

и всяко безлености и тщателно строяще во всей Росии. Лжи ласкатели иже прежде от врага научившися, и злу начитнатели, ти тогда мятуще в воинстве и свар великих творяще, шепчуще неправедная во ушеса державствующих. И сего ради не бысть совета блага между воевод, но вражда и мятеж. Казацкого чина воинство многочисленно тогда бысть и в прелесть велику горше прежняго впадоша, вдавшуся блуду и питию и зерни и пропивше и проигравше вся своя имения, насилующе многих в воинстве, паче же православному християнству исходяще из царствующаго града во вся грады и села и деревни, и на пути грабяще, и мучаще немилостивно, сугубейши перваго десяторицею. И кто может изглаголати тоя беды, тогда сотворишияся от них, ни един бо от неверных сотвори толико зла, еже они творях православным христяином,

(Л. 715 об.)

различно мучаще. И бысть по всей Росии мятеж велик и нестроение злейши перваго. Боляря же и воеводы не ведуще, что сотворити, зане множество их зело и в самовольствии блудяху. Но положивше упование на содержащаго всяческая в Троицы славимаго Бога, собраша митрополиты, архиепископы и епископы, архимандриты и игумены и весь Освященный собор и всенародное множество православных християн, и заповедавша первее в царствующем граде Москве, по сем послаша во вся грады Росийския державы от всего Освященнаго собора, да постятся три дни вси православныя християна и да молят прещедраго благаго и многомилостиваго владыку и Бога и Пречистую Его Матерь о устроении всеа Росийския земли, и дал бы Господь Бог государя царя всеа Росии и над прочими господарсты Росийския державы…

Выписка:

(Л. 725 об.)

Сказание о приходе под царствующий град Москву ис Польши королева Жигимонтова сына Владислава со множеством воинства с польскими и литовскими людьми, с немцы и с черкасы и с рускими

Выписка:

(Л. 726)

изменники, а ис под Москвы под Троецкой Сергиев монастырь, ис московскми послы взем мир, возвратися во свою Польскую землю.

Иже искони ненавидяй християнскому роду добра враг и супостат наш диавол, и еще недоволен льстивый, насыщаяяся крови християнской, оле вражию злому совету да православное християнство, о горе, беда великая, змий убо сверженный, паки зле вооружается на церковь Господню, растерзати ю хотяше и чада ея пожрети, породившихся святым крещением…посылает убо польский корль Жигимонт вышепомянутого сына своего Владислава на Московское государство со множеством польских и литовских людей. Сын же королев Владислав повелением отца своего поем с собою многое воинство и прииде во град Смоленеск, и ту собравшася к нему многие воры, изменники казаки Московского государства. Оттуду же доиде до царствующаго града Москвы, многи крови християнския изливая, сим величащася…».