Содержание

Дополнительно

Назад, к разделу
№ 237

XIX в. «Свидание царя Михаила Федоровича с митрополитом Филаретом в 1619 г.» Исторический очерк о боярах Романовых.

Российский государственный архив древних актов.
Ф. 188. Рукописное собрание РГАДА. Оп. 1. № 225. Л. 1–6. Рукопись в лист. Без переплета.
XIX в. «Свидание царя Михаила Федоровича с митрополитом Филаретом в 1619 г.» Исторический очерк о боярах Романовых. РГАДА.

Выписка:

«(Л. 1)

Роман Юрьевич, воевода рускаго воинства, стяжавший славу на поле брани, был родным дедом единокровному брату святаго царевича дмитрия, царю Федору Иоанновичу, сыну Иоанна Грозного, и также родным дедом третьему патриарху Филарету Никитичу, преемнику Гермогену, приявшего, как известно, мученическую смерть за любезное нам Отечество. Дочь онаго Романа, Анастасия, была супругою царя Грозного, матерью царя Федора, а сын Никита был воеводою противу шведов под Нарвою, в 1552, а скончался в 1586 году, оставя после себя сына Феодора Никитича, будущего патриарха Всероссийского, который был женат на дворянке Ксении по фамилии Шестовой. Он находился в 1590 году в походе против шведов, когда взяты были города Копорье и Ямбург, составляющие ныне часть губернии Спбургской, а в 1596 году состоял воеводою

XIX в. «Свидание царя Михаила Федоровича с митрополитом Филаретом в 1619 г.» Исторический очерк о боярах Романовых. РГАДА.

(Л. 1 об.)

в походе Крымском, и в то же время 12-го июля даровал Бог ему сына Михаила, будущего венценосца России. В 1598 году Феодор Никитич Романов находился в походе с царем Годуновым для защищения России от набегов татар.

Доблестному воину Федору Никитичу Романову, его семейству и роду, по неисповедимым судьбам Промысла, надлежало испить горькую чашу гонений, как бы в будущее преспеяние Москвы и блага России. Клевета и ожесточение царя Бориса Годунова проиву семейства Романовых есть одно из мрачных дел его царствования. В июне 1601 года исполнился ужасный приговор: Федора Никитича Романова, постриженного и названного Филаретом, сослали в Сийскую Антоньеву обитель, ныне в Архангельской губернии; супругу его Ксению Ивановну, также постриженною и названною Марфою, в деревню близ озера Онеги, ныне Олонецкой губернии; тещу Феодорову, дворянку Шестову, в Чебоксары в Девичий Никольский монастырь, бывший

XIX в. «Свидание царя Михаила Федоровича с митрополитом Филаретом в 1619 г.» Исторический очерк о боярах Романовых. РГАДА.

(Л. 2)

в нынешней Казанской губернии; брата Феодорова Александра Никитича в Усолье, к Белому морю; родную сестру Марфу Никитишну с мужем ее князем Борисом Черкаским и детьми брата ее Федора Никитича, с пятилетним Михаилом, будущим царем, и с юною дочерью – на Белое озеро; сына Борисова, князя Ивана Черкаского в Малмыж на Вятку и проч. Вотчины и поместья опальных роздали другим. Впоследствии сестре Феодора Никитича Романова, княгине Черкаской, оводовевшей на Белеозере, Годунов велел жить, с невесткою и детьми Феодора Никитича в вотчине Романовых, Юрьевского уезда в селе Клине, где лишенный отца и матери, но хранимый Провидением семилетний отрок Михаил, грядущий венценосец России, дожил до великого переворота, после истребления семейства Годуновых и после всех Смут Отечества.

Годунов в 1605 г.[1] повелел посвятить Федора Никитича во иеромонахи и архимандриты, с именем Филарета, чтобы тем удалить его от мира, и в сем же 1605 году 13-го апреля сам перешел в другой мир, и 10-го июня погиб и сын его царь Федор.
 

[1] В подлиннике ошибка: 1505.

XIX в. «Свидание царя Михаила Федоровича с митрополитом Филаретом в 1619 г.» Исторический очерк о боярах Романовых. РГАДА.

(Л. 2 об.)

Началось царствование Лжедимитрия, продолжавшееся менее года и кончившееся злою смертию лжецаря 17-го мая 1606 года; потом в том же месяце возведен на престол царский Василий Иванович Шуйский с места казни. Начались новые смтуты государства и явился новый самозванец Тушинский. Семилетие, 1606-1613 годы, представляет ужасы состояния России. Филарет, будучи уже митрополитом Ростовским в царствоание Шуйского крушился о бедствиях отчества, когда ляхи подступали к Ростову, не имевшему крепких стен, граждане предложили ему удалиться вместе с ними в Ярославль, но Филарет сказал, что не бегством, а кровию должно спасать отечество, что великодушная смерть лучше жизни срамной, что есть другая жизнь и венец мучеников для христиан, верных Царю и Богу. Видя бегство народа, Филарет с немногими усердными воинами и гражданами заключился в церкви: все исповедались и причастились святых таин и ждали неприятеля или смерти. От стрельбы злодеев пали двери церкви.

XIX в. «Свидание царя Михаила Федоровича с митрополитом Филаретом в 1619 г.» Исторический очерк о боярах Романовых. РГАДА.

(Л. 3)

Добрые ростовцы окружили Филарета и бились до совершенного изнеможения. Храм наполнился трупами. Злодеи победители схватили митрополита, и сорвав с него ризы святительския, одели в рубище, обнажили церковь, Филарета повезли в Тушинский стан, как узника, босого, в одежде литовской, в татарской шапке. Но самозванец готовил ему безчестие и срам иного рода: встретил его со знаками чрезвычайного уважения, как родного племянника царицы Анастасии и жертву Борисовой ненависти, но держал в тесном заключении, как непреклонного в верности к Отечеству. 17 июня 1610 года кончилось царствование Шуйского, он был удален в Польшу, где скончался в 1613 году. Среди страданий России, среди мятежей, волновавших отечество, без кормила государственного в 1605 году, во время Лжедмитрия, супруга Филарета, в инокинях Марфа, помещена с 9летним сыном своим Михаилом Федоровичем в 1 1/2 верстах от Костромы, в Троицком Игнатьевском[2] монастыре. А митрополит Филарет
 

[2] Так в тексте, надо: Ипатьевском.

XIX в. «Свидание царя Михаила Федоровича с митрополитом Филаретом в 1619 г.» Исторический очерк о боярах Романовых. РГАДА.

(Л. 3 об.)

в 1610 году от патриарха Гермогена отправлен был под Смоленск посланником, для испрошения на российский престол королевича Владислава с таким наставлением, чтобы или вовсе не допущен был Владислав до царствования в России, или по крайней мере принял православную грекороссийскую веру. Но как Сигисмунд, король польской, не согласился, чтобы сын его принял веру греческого исповедания, а митрополит Филарет настоял в противном желанию Сигисмунда, то он арестован и сослан в Литовскую землю. Никакие истязания не поколебали великого духа Филарета даже и тогда, когда Россия была успокоена вступлением на престол царский сына сего страдальца, царя Михаила Федоровича и царствования его с 1613 февраля 21 по 1619 год. Это время преисполнено было новых смут, но уже более внешних, а не самой России, имевшей кормило в державной руке юного царя своего.

XIX в. «Свидание царя Михаила Федоровича с митрополитом Филаретом в 1619 г.» Исторический очерк о боярах Романовых. РГАДА.

(Л. 4)

Пятилетнее царствование Михаила Феодоровича укротило мятежи внутренние, собрало раздробленные силы государства, но между тем восточный край России мутили вдова Лжедимитрия Марина из роду Мнишек и сообщник ея, казацкий атаман Заруцкий, против которых Михаил послал войско. Воевода князь Одоевский догнал изменника на реке Урал, взял его с Мариною с сыном ея и прислал в Москву. Заруцкий и сын Марины казнены, а сама Марина умерла в темнице.

В 1617 году успокоился и Север России заключением 17-го февраля с Швециею мира в деревне Столбове, на бывшей тогда государственной границе, но запад еще грозил России и Москва не могла быть спокойною; туча зол готова была грянуть вновь над царством Руским. Когда подступал королевич Владислав к Москве, в 1618-м году, ополчение ея составляло число 10189 человек, в том числе нестроевых людей и детенышей российского дворянства, соделавшихся впоследствии великими людьми.

XIX в. «Свидание царя Михаила Федоровича с митрополитом Филаретом в 1619 г.» Исторический очерк о боярах Романовых. РГАДА.

(Л. 4 об.)

Как ни слабы эти силы Москвы в сравнении с нынешними силами государства, но они были велики и непобедимы при единодушии руских к державному царю, упование на Промысл Всевышняго, спасший Отечество наше. Но обратимся к 1618 году. В сем году декабря 1 заключен мир с Польшею. Все пленные долженствовали были освобождены к 15 февраля 1619 года, но по интригам польскаго двора не прежде как в 1-й день июня 1619 приняли российские послы преосвященнаго митрополита Филарета, а в 14-й день в июне приблизился он к Москве. Царь Михаил Феодорович со всем своим сингклитом встретил родителя своего на нынешних Пресненских прудах, в летописи названа река Пресневка. Сказано: Он (Филарет) даже до земли поклонился и сына, яко царя, благолепно почитая, оба лежаста на земле, от очия, яко реки, радостныя слезы пролияху. В память события сего и празднования святаго пророка Элиссея 14-го июня построена была церковь в Белом нынешнем городе».

XIX в. «Свидание царя Михаила Федоровича с митрополитом Филаретом в 1619 г.» Исторический очерк о боярах Романовых. РГАДА.

Л. 5

XIX в. «Свидание царя Михаила Федоровича с митрополитом Филаретом в 1619 г.» Исторический очерк о боярах Романовых. РГАДА.

Л. 5 об.

XIX в. «Свидание царя Михаила Федоровича с митрополитом Филаретом в 1619 г.» Исторический очерк о боярах Романовых. РГАДА.

Л. 6

В начало страницы

Выписка:

«(Л. 1)

Роман Юрьевич, воевода рускаго воинства, стяжавший славу на поле брани, был родным дедом единокровному брату святаго царевича дмитрия, царю Федору Иоанновичу, сыну Иоанна Грозного, и также родным дедом третьему патриарху Филарету Никитичу, преемнику Гермогену, приявшего, как известно, мученическую смерть за любезное нам Отечество. Дочь онаго Романа, Анастасия, была супругою царя Грозного, матерью царя Федора, а сын Никита был воеводою противу шведов под Нарвою, в 1552, а скончался в 1586 году, оставя после себя сына Феодора Никитича, будущего патриарха Всероссийского, который был женат на дворянке Ксении по фамилии Шестовой. Он находился в 1590 году в походе против шведов, когда взяты были города Копорье и Ямбург, составляющие ныне часть губернии Спбургской, а в 1596 году состоял воеводою

Выписка:

(Л. 1 об.)

в походе Крымском, и в то же время 12-го июля даровал Бог ему сына Михаила, будущего венценосца России. В 1598 году Феодор Никитич Романов находился в походе с царем Годуновым для защищения России от набегов татар.

Доблестному воину Федору Никитичу Романову, его семейству и роду, по неисповедимым судьбам Промысла, надлежало испить горькую чашу гонений, как бы в будущее преспеяние Москвы и блага России. Клевета и ожесточение царя Бориса Годунова проиву семейства Романовых есть одно из мрачных дел его царствования. В июне 1601 года исполнился ужасный приговор: Федора Никитича Романова, постриженного и названного Филаретом, сослали в Сийскую Антоньеву обитель, ныне в Архангельской губернии; супругу его Ксению Ивановну, также постриженною и названною Марфою, в деревню близ озера Онеги, ныне Олонецкой губернии; тещу Феодорову, дворянку Шестову, в Чебоксары в Девичий Никольский монастырь, бывший

Выписка:

(Л. 2)

в нынешней Казанской губернии; брата Феодорова Александра Никитича в Усолье, к Белому морю; родную сестру Марфу Никитишну с мужем ее князем Борисом Черкаским и детьми брата ее Федора Никитича, с пятилетним Михаилом, будущим царем, и с юною дочерью – на Белое озеро; сына Борисова, князя Ивана Черкаского в Малмыж на Вятку и проч. Вотчины и поместья опальных роздали другим. Впоследствии сестре Феодора Никитича Романова, княгине Черкаской, оводовевшей на Белеозере, Годунов велел жить, с невесткою и детьми Феодора Никитича в вотчине Романовых, Юрьевского уезда в селе Клине, где лишенный отца и матери, но хранимый Провидением семилетний отрок Михаил, грядущий венценосец России, дожил до великого переворота, после истребления семейства Годуновых и после всех Смут Отечества.

Годунов в 1605 г.[1] повелел посвятить Федора Никитича во иеромонахи и архимандриты, с именем Филарета, чтобы тем удалить его от мира, и в сем же 1605 году 13-го апреля сам перешел в другой мир, и 10-го июня погиб и сын его царь Федор.
 

[1] В подлиннике ошибка: 1505.

Выписка:

(Л. 2 об.)

Началось царствование Лжедимитрия, продолжавшееся менее года и кончившееся злою смертию лжецаря 17-го мая 1606 года; потом в том же месяце возведен на престол царский Василий Иванович Шуйский с места казни. Начались новые смтуты государства и явился новый самозванец Тушинский. Семилетие, 1606-1613 годы, представляет ужасы состояния России. Филарет, будучи уже митрополитом Ростовским в царствоание Шуйского крушился о бедствиях отчества, когда ляхи подступали к Ростову, не имевшему крепких стен, граждане предложили ему удалиться вместе с ними в Ярославль, но Филарет сказал, что не бегством, а кровию должно спасать отечество, что великодушная смерть лучше жизни срамной, что есть другая жизнь и венец мучеников для христиан, верных Царю и Богу. Видя бегство народа, Филарет с немногими усердными воинами и гражданами заключился в церкви: все исповедались и причастились святых таин и ждали неприятеля или смерти. От стрельбы злодеев пали двери церкви.

Выписка:

(Л. 3)

Добрые ростовцы окружили Филарета и бились до совершенного изнеможения. Храм наполнился трупами. Злодеи победители схватили митрополита, и сорвав с него ризы святительския, одели в рубище, обнажили церковь, Филарета повезли в Тушинский стан, как узника, босого, в одежде литовской, в татарской шапке. Но самозванец готовил ему безчестие и срам иного рода: встретил его со знаками чрезвычайного уважения, как родного племянника царицы Анастасии и жертву Борисовой ненависти, но держал в тесном заключении, как непреклонного в верности к Отечеству. 17 июня 1610 года кончилось царствование Шуйского, он был удален в Польшу, где скончался в 1613 году. Среди страданий России, среди мятежей, волновавших отечество, без кормила государственного в 1605 году, во время Лжедмитрия, супруга Филарета, в инокинях Марфа, помещена с 9летним сыном своим Михаилом Федоровичем в 1 1/2 верстах от Костромы, в Троицком Игнатьевском[2] монастыре. А митрополит Филарет
 

[2] Так в тексте, надо: Ипатьевском.

Выписка:

(Л. 3 об.)

в 1610 году от патриарха Гермогена отправлен был под Смоленск посланником, для испрошения на российский престол королевича Владислава с таким наставлением, чтобы или вовсе не допущен был Владислав до царствования в России, или по крайней мере принял православную грекороссийскую веру. Но как Сигисмунд, король польской, не согласился, чтобы сын его принял веру греческого исповедания, а митрополит Филарет настоял в противном желанию Сигисмунда, то он арестован и сослан в Литовскую землю. Никакие истязания не поколебали великого духа Филарета даже и тогда, когда Россия была успокоена вступлением на престол царский сына сего страдальца, царя Михаила Федоровича и царствования его с 1613 февраля 21 по 1619 год. Это время преисполнено было новых смут, но уже более внешних, а не самой России, имевшей кормило в державной руке юного царя своего.

Выписка:

(Л. 4)

Пятилетнее царствование Михаила Феодоровича укротило мятежи внутренние, собрало раздробленные силы государства, но между тем восточный край России мутили вдова Лжедимитрия Марина из роду Мнишек и сообщник ея, казацкий атаман Заруцкий, против которых Михаил послал войско. Воевода князь Одоевский догнал изменника на реке Урал, взял его с Мариною с сыном ея и прислал в Москву. Заруцкий и сын Марины казнены, а сама Марина умерла в темнице.

В 1617 году успокоился и Север России заключением 17-го февраля с Швециею мира в деревне Столбове, на бывшей тогда государственной границе, но запад еще грозил России и Москва не могла быть спокойною; туча зол готова была грянуть вновь над царством Руским. Когда подступал королевич Владислав к Москве, в 1618-м году, ополчение ея составляло число 10189 человек, в том числе нестроевых людей и детенышей российского дворянства, соделавшихся впоследствии великими людьми.

Выписка:

(Л. 4 об.)

Как ни слабы эти силы Москвы в сравнении с нынешними силами государства, но они были велики и непобедимы при единодушии руских к державному царю, упование на Промысл Всевышняго, спасший Отечество наше. Но обратимся к 1618 году. В сем году декабря 1 заключен мир с Польшею. Все пленные долженствовали были освобождены к 15 февраля 1619 года, но по интригам польскаго двора не прежде как в 1-й день июня 1619 приняли российские послы преосвященнаго митрополита Филарета, а в 14-й день в июне приблизился он к Москве. Царь Михаил Феодорович со всем своим сингклитом встретил родителя своего на нынешних Пресненских прудах, в летописи названа река Пресневка. Сказано: Он (Филарет) даже до земли поклонился и сына, яко царя, благолепно почитая, оба лежаста на земле, от очия, яко реки, радостныя слезы пролияху. В память события сего и празднования святаго пророка Элиссея 14-го июня построена была церковь в Белом нынешнем городе».

Л. 5

Л. 5 об.

Л. 6