XIX в. «Свидание царя Михаила Федоровича с митрополитом Филаретом в 1619 г.» Исторический очерк о боярах Романовых.
Ф. 188. Рукописное собрание РГАДА. Оп. 1. № 225. Л. 1–6. Рукопись в лист. Без переплета.
Выписка:
«(Л. 1)
Роман Юрьевич, воевода рускаго воинства, стяжавший славу на поле брани, был родным дедом единокровному брату святаго царевича дмитрия, царю Федору Иоанновичу, сыну Иоанна Грозного, и также родным дедом третьему патриарху Филарету Никитичу, преемнику Гермогену, приявшего, как известно, мученическую смерть за любезное нам Отечество. Дочь онаго Романа, Анастасия, была супругою царя Грозного, матерью царя Федора, а сын Никита был воеводою противу шведов под Нарвою, в 1552, а скончался в 1586 году, оставя после себя сына Феодора Никитича, будущего патриарха Всероссийского, который был женат на дворянке Ксении по фамилии Шестовой. Он находился в 1590 году в походе против шведов, когда взяты были города Копорье и Ямбург, составляющие ныне часть губернии Спбургской, а в 1596 году состоял воеводою

(Л. 1 об.)
в походе Крымском, и в то же время
Доблестному воину Федору Никитичу Романову, его семейству и роду, по неисповедимым судьбам Промысла, надлежало испить горькую чашу гонений, как бы в будущее преспеяние Москвы и блага России. Клевета и ожесточение царя Бориса Годунова проиву семейства Романовых есть одно из мрачных дел его царствования. В июне 1601 года исполнился ужасный приговор: Федора Никитича Романова, постриженного и названного Филаретом, сослали в Сийскую Антоньеву обитель, ныне в Архангельской губернии; супругу его Ксению Ивановну, также постриженною и названною Марфою, в деревню близ озера Онеги, ныне Олонецкой губернии; тещу Феодорову, дворянку Шестову, в Чебоксары в Девичий Никольский монастырь, бывший

(Л. 2)
в нынешней Казанской губернии; брата Феодорова Александра Никитича в Усолье, к Белому морю; родную сестру Марфу Никитишну с мужем ее князем Борисом Черкаским и детьми брата ее Федора Никитича, с пятилетним Михаилом, будущим царем, и с юною дочерью – на Белое озеро; сына Борисова, князя Ивана Черкаского в Малмыж на Вятку и проч. Вотчины и поместья опальных роздали другим. Впоследствии сестре Феодора Никитича Романова, княгине Черкаской, оводовевшей на Белеозере, Годунов велел жить, с невесткою и детьми Феодора Никитича в вотчине Романовых, Юрьевского уезда в селе Клине, где лишенный отца и матери, но хранимый Провидением семилетний отрок Михаил, грядущий венценосец России, дожил до великого переворота, после истребления семейства Годуновых и после всех Смут Отечества.
Годунов в 1605 г.[1] повелел посвятить Федора Никитича во иеромонахи и архимандриты, с именем Филарета, чтобы тем удалить его от мира, и в сем же 1605 году
[1] В подлиннике ошибка: 1505.

(Л. 2 об.)
Началось царствование Лжедимитрия, продолжавшееся менее года и кончившееся злою смертию лжецаря

(Л. 3)
Добрые ростовцы окружили Филарета и бились до совершенного изнеможения. Храм наполнился трупами. Злодеи победители схватили митрополита, и сорвав с него ризы святительския, одели в рубище, обнажили церковь, Филарета повезли в Тушинский стан, как узника, босого, в одежде литовской, в татарской шапке. Но самозванец готовил ему безчестие и срам иного рода: встретил его со знаками чрезвычайного уважения, как родного племянника царицы Анастасии и жертву Борисовой ненависти, но держал в тесном заключении, как непреклонного в верности к Отечеству. 17 июня 1610 года кончилось царствование Шуйского, он был удален в Польшу, где скончался в 1613 году. Среди страданий России, среди мятежей, волновавших отечество, без кормила государственного в 1605 году, во время Лжедмитрия, супруга Филарета, в инокинях Марфа, помещена с 9летним сыном своим Михаилом Федоровичем в 1 1/2 верстах от Костромы, в Троицком Игнатьевском[2] монастыре. А митрополит Филарет
[2] Так в тексте, надо: Ипатьевском.

(Л. 3 об.)
в 1610 году от патриарха Гермогена отправлен был под Смоленск посланником, для испрошения на российский престол королевича Владислава с таким наставлением, чтобы или вовсе не допущен был Владислав до царствования в России, или по крайней мере принял православную грекороссийскую веру. Но как Сигисмунд, король польской, не согласился, чтобы сын его принял веру греческого исповедания, а митрополит Филарет настоял в противном желанию Сигисмунда, то он арестован и сослан в Литовскую землю. Никакие истязания не поколебали великого духа Филарета даже и тогда, когда Россия была успокоена вступлением на престол царский сына сего страдальца, царя Михаила Федоровича и царствования его с 1613 февраля 21 по 1619 год. Это время преисполнено было новых смут, но уже более внешних, а не самой России, имевшей кормило в державной руке юного царя своего.

(Л. 4)
Пятилетнее царствование Михаила Феодоровича укротило мятежи внутренние, собрало раздробленные силы государства, но между тем восточный край России мутили вдова Лжедимитрия Марина из роду Мнишек и сообщник ея, казацкий атаман Заруцкий, против которых Михаил послал войско. Воевода князь Одоевский догнал изменника на реке Урал, взял его с Мариною с сыном ея и прислал в Москву. Заруцкий и сын Марины казнены, а сама Марина умерла в темнице.
В 1617 году успокоился и Север России заключением 17-го февраля с Швециею мира в деревне Столбове, на бывшей тогда государственной границе, но запад еще грозил России и Москва не могла быть спокойною; туча зол готова была грянуть вновь над царством Руским. Когда подступал королевич Владислав к Москве,

(Л. 4 об.)
Как ни слабы эти силы Москвы в сравнении с нынешними силами государства, но они были велики и непобедимы при единодушии руских к державному царю, упование на Промысл Всевышняго, спасший Отечество наше. Но обратимся к 1618 году. В сем году декабря 1 заключен мир с Польшею. Все пленные долженствовали были освобождены к 15 февраля 1619 года, но по интригам польскаго двора не прежде как

Л. 5

Л. 5 об.

Л. 6
