Содержание

Дополнительно

Назад, к разделу
№ 246

Ипатьевский монастырь

Телекомпания «Кадр». Кострома, 2010 г.
Фильм создан по заказу Государственного архива Костромской области
 

Свято Троицкий Ипатьевский монастырь – краса и гордость древнего города Костромы, один из древнейших русских монастырей. Точная дата возникновения монастыря неизвестна. В родословных книгах Сабуровых и Годуновых говорится: «В лето 6838 (1330) прииде из Орды к великому князю Ивану Даниловичу князь Семен Чет, а во крещении имя ему Захария». Существует предание, что Чет занемог во время путешествия, остановился отдохнуть на живописном берегу. Здесь было ему чудесное явление Пресвятой Богородицы с предвечным Младенцем, предстоящими апостолом Филиппом и священномучеником Ипатием Гангрским. На месте видения и была устроена обитель.

Основатель Ипатьевского монастыря явился основоположником крупнейших боярских родов, в том числе – Годуновых. Благодаря этой боярско-царской династии, Ипатьевский монастырь – «Преименитая лавра святая» уже в конце XVI века стал одним из самых богатых монастырей в России, он занимал четвертое место по количеству земельных владений среди русских монастырей того времени. Монастырские храмы, соборная ризница, усыпальницы рода Годуновых были наполнены иконами в драгоценных окладах, золотой и серебряной церковной утварью.

Во второй половине XVI века монастырь обустраивается в камне. Возводятся каменные храмы – холодный Троицкий собор и теплый в честь Рождества Пресвятой Богородицы, монастырская звонница, братские и настоятельские кельи, каменные стены.

До наших дней сохранились великолепные храмовые двери от первого каменного «годуновского» Троицкого собора. Они сделаны по заказу Дмитрия Ивановича Годунова московскими мастерами в сложнейшей и редкой технике золотой наводки по меди по образцу дверей Благовещенского собора Московского Кремля.

В начале XVII века Ипатьевский монастырь оказался в центре важнейших государственных событий, связанных с утверждением в России новой царской династии Романовых. В мартовские дни 1613 года обитель стала местом, где Михаил Федорович Романов был наречен царем после всенародного «обиранья» на Земском соборе. Лишь долгие уговоры и «слезные» моления привели к смирению матери и согласию сына вступить на престол.

В память восшествия своего на престол новоизбранный царь установил в день 14 марта (27-го по н.ст.) новый церковный праздник в честь костромской чудотворной Феодоровской иконы Божьей Матери.

В середине XVII века монастырская территория выросла почти в 2 раза: с запада к монастырю был прирезан земельный участок – Новый город, обнесенный стенами и башнями. Центральная проездная Зеленая башня была устроена, по преданию, на месте, до которого был сопровождаем крестным ходом Михаил Федорович 19 марта 1613 г., перед отъездом в Москву.

Государи Дома Романовых делали многочисленные вклады в монастырь, увеличивая его богатства и подчеркивая особое судьбоносное значение в истории династии. При царе Алексее Михайловиче в 1650-1652 гг. был построен новый каменный Троицкий собор, украшенный стенным письмом в 1684 году костромскими изографами во главе с выдающимся Гурием Никитиным.

В мае 1767 года императрица Екатерина II отправила из Ипатьевского монастыря письмо, в котором есть такие строки: «Я пишу в Ипацком монастыре, который прославлен в истории нашей тем, что из него царь Михайло Федорович на Царство веден к Москве...». Екатерина проследовала в обитель через Северные ворота, специально сооруженные к её приезду и украшенные с внешней стороны вензелем императрицы.

В XIX веке у российских императоров складывается традиция: в программу обучения наследников престола входило обязательное посещение ими Костромы и Ипатьевского монастыря.

В годы правления Николая I началось планомерное превращение монастыря в Романовский Мемориал. Приходящих встречала парадная площадь, в центре которой была сооружена памятная колонна, называемая Романовской, где на медных пластинах обозначены самые памятные в истории обители события.

В юбилейном 1913 году императора Николая II и именитых гостей монастырь встречал новыми золотыми куполами и полностью преображенным: незадолго до того прошли крупные реставрационные работы.

В 1919 году монастырь был закрыт, в начале 1930-х годов уничтожен храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы. С 1958 по 2004 гг. здесь находился Костромской историко-архитектурный музей-заповедник.

Монашеская жизнь возродилась в 1993 году. Полная передача обители Костромской епархии состоялась 30 декабря 2004 года.

В 2004 году в стенах древнего монастыря создан Церковный Историко-археологический музей Костромской епархии Русской Православной Церкви. Основу коллекции составляют вклады царствовавших династий Годуновых и Романовых: древние иконы и книги в драгоценных окладах, богослужебные сосуды, пелены, облачения.