Содержание

Дополнительно

Назад, к разделу
№ 258

1614 г. (7122) марта 30. Жалованная грамота царя и великого князя Михаила Федоровича архимандриту Троицкого Ипатьевского монастыря Кириллу и келарю старцу Анисифору с братьею, или кто по них в том монастыре будет, на разрешение монастырским слугам при судебных разбирательствах перед боярами, и окольничими, и дворецкими, и дьяками, и приказными людьми, и земскими судьями самим крест не целовать в память об избрании его в монастыре на царство.

Государственный архив Костромской области.
Ф. 558. Оп. 1. Д. 41. Л. 66 об.–68. Копия первой половины XIX в.
Данный текст грамоты содержится в рукописи: «Описание Костромского Ипатьевского монастыря, в коем юный Михаил Феодорович Романов умолен знаменитым посольством московским на царство. Составлено с подлинных монастырских бумаг 1832 г.». Автором рукописи, вероятно, является автор одноименной книги П. Подлипский (с 1830 г. епископ Костромской и Галичский). На рукописи, скорее всего, в 1920–1930-е гг., после слова «Составлено» сделана надпись фиолетовыми чернилами «М. Диевым».
См. также: «Перевод старинных грамот» (ГАКО. Ф. 179. Оп. 2. Д. 71. Л. 4об.–6) (источник: Грамоты Коллегии экономии по г. Костроме № 194/5161).
1614 г. (7122) марта 30. Жалованная грамота царя и великого князя Михаила Федоровича архимандриту Троицкого Ипатьевского монастыря Кириллу и келарю старцу Анисифору с братьею, или кто по них в том монастыре будет, на разрешение монастырским слугам при судебных разбирательствах перед боярами, и окольничими, и дворецкими, и дьяками, и приказными людьми, и земскими судьями самим крест не целовать в память об избрании его в монастыре на царство. ГАКО.

Выписка:

«(Л. 66 об.)

... Божиею милостию мы, великий государь царь и великий князь Михайло Феодорович всеа Русии самодержец, пожаловали есмя Живоначальныя Троицы Ипатского монастыря архимарита Кирила да келаря старца Анисифора с братьею, или хто по их в том монастыре иный архимарит, и келарь, и братья будут, что били они нам челом. А сказали, как в межусобную брань дворяне и дети боярские костромичи и галичане сидели в осаде в Ипатском монастыре и [...] тому те дворяне, и дети боярские и их люди и крестьяне, и костромские люди бьют челом на их ипатских служек и емлют наши судимые и за[...][1]
 

[1] Утрата текста.

1614 г. (7122) марта 30. Жалованная грамота царя и великого князя Михаила Федоровича архимандриту Троицкого Ипатьевского монастыря Кириллу и келарю старцу Анисифору с братьею, или кто по них в том монастыре будет, на разрешение монастырским слугам при судебных разбирательствах перед боярами, и окольничими, и дворецкими, и дьяками, и приказными людьми, и земскими судьями самим крест не целовать в память об избрании его в монастыре на царство. ГАКО.

(Л. 67)

грамоты, и перед воеводы нашими ищут на них поклепав напрасно, и воеводы де наши и приказные люди в тех поклепных искех велят крест целовати троицким служкам самим. И нам бы их жаловати, служкам их самим в исцовых искех креста целовати не велети. А велети в их места крест целовати людем их, так же как и Живоначальныя Троицы Сергиева Спасково монастыря, что в Ярославле, слуги креста в исцовых искех сами не целуют. И мы, великий государь царь и великий князь Михаило Федорович всеа Русии самодержец, для милости Пресвятыя и пребезначальныя непостижимыя Троица триипостаснаго божества во единство неразделяемаго честныя его обители Ипатскаго монастыря, в ней же в Троицы славимый Бог изволи нас избрати и нарещи на скипетро-державное

1614 г. (7122) марта 30. Жалованная грамота царя и великого князя Михаила Федоровича архимандриту Троицкого Ипатьевского монастыря Кириллу и келарю старцу Анисифору с братьею, или кто по них в том монастыре будет, на разрешение монастырским слугам при судебных разбирательствах перед боярами, и окольничими, и дворецкими, и дьяками, и приказными людьми, и земскими судьями самим крест не целовать в память об избрании его в монастыре на царство. ГАКО.

(Л. 67 об.)

российское царство и на великое княженье быти царем и великим князем всеа Русии, пожаловали архимарита Кирила да келаря старца Анисифора с братьею, или хто по них в том монастыре иный архимарит, и келарь, и братья будут также как и у Живоначальные Троицы в Сергиеве и в Ярославле в Спаском монастыре слугам их в исцовых искех самим креста целовати не велел. И кому будет случится Живоначальные Троицы Ипатского монастыря на слугах какого дела по жалобнице искать, или на ком учнут искати Троицкие Ипатскаго монастыря слуги, а по суду дойдет до крестнаго целованья, и по сей нашей жаловалной грамоте бояре наши, и околничие, и дворецкой, и диаки, и всякие приказные люди, и земские судьи перед кем

1614 г. (7122) марта 30. Жалованная грамота царя и великого князя Михаила Федоровича архимандриту Троицкого Ипатьевского монастыря Кириллу и келарю старцу Анисифору с братьею, или кто по них в том монастыре будет, на разрешение монастырским слугам при судебных разбирательствах перед боярами, и окольничими, и дворецкими, и дьяками, и приказными людьми, и земскими судьями самим крест не целовать в память об избрании его в монастыре на царство. ГАКО.

(Л. 68)

суд [...][2] Живоначальные Троицы Ипатсково монастыря слугам самим креста целовати и ставити не велят, а целовати и ставити крест в их место людем их. А хто их в том учнет теснить чрез сю нашу жаловалную грамоту и тому от нас великого государя царя и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии быти в опале и в казни.

Дана ся наша царская жаловалная грамота в нашем царствующем граде Москве лета 7122 марта в 30 день.

У подлинной жаловалной грамоты великого государя восковая красная вислая печать. Позадь подлинной грамоты подписано тако: царь и великий князь Михайло Федорович всеа Русии самодержец.

Внизу тоя ж грамоты подписал государев царев и великаго князя Михайла Федоровича всеа Русии диак Иван Болотников.

Пошлин взято 7 рублей 16 алтын 4 денги».
 

[2] Слово написано неразборчиво.

В начало страницы

Выписка:

(Л. 66 об.)

«Божиею милостию мы, великий государь царь и великий князь Михайло Феодорович всеа Русии самодержец, пожаловали есмя Живоначальныя Троицы Ипатского монастыря архимарита Кирила да келаря старца Анисифора с братьею, или хто по их в том монастыре иный архимарит, и келарь, и братья будут, что били они нам челом. А сказали, как в межусобную брань дворяне и дети боярские костромичи и галичане сидели в осаде в Ипатском монастыре и [...] тому те дворяне, и дети боярские и их люди и крестьяне, и костромские люди бьют челом на их ипатских служек и емлют наши судимые и за[...][1]
 

[1] Утрата текста.

Выписка:

(Л. 67)

грамоты, и перед воеводы нашими ищут на них поклепав напрасно, и воеводы де наши и приказные люди в тех поклепных искех велят крест целовати троицким служкам самим. И нам бы их жаловати, служкам их самим в исцовых искех креста целовати не велети. А велети в их места крест целовати людем их, так же как и Живоначальныя Троицы Сергиева Спасково монастыря, что в Ярославле, слуги креста в исцовых искех сами не целуют. И мы, великий государь царь и великий князь Михаило Федорович всеа Русии самодержец, для милости Пресвятыя и пребезначальныя непостижимыя Троица триипостаснаго божества во единство неразделяемаго честныя его обители Ипатскаго монастыря, в ней же в Троицы славимый Бог изволи нас избрати и нарещи на скипетро-державное

Выписка:

(Л. 67 об.)

российское царство и на великое княженье быти царем и великим князем всеа Русии, пожаловали архимарита Кирила да келаря старца Анисифора с братьею, или хто по них в том монастыре иный архимарит, и келарь, и братья будут также как и у Живоначальные Троицы в Сергиеве и в Ярославле в Спаском монастыре слугам их в исцовых искех самим креста целовати не велел. И кому будет случится Живоначальные Троицы Ипатского монастыря на слугах какого дела по жалобнице искать, или на ком учнут искати Троицкие Ипатскаго монастыря слуги, а по суду дойдет до крестнаго целованья, и по сей нашей жаловалной грамоте бояре наши, и околничие, и дворецкой, и диаки, и всякие приказные люди, и земские судьи перед кем

Выписка:

(Л. 68)

суд [...][2] Живоначальные Троицы Ипатсково монастыря слугам самим креста целовати и ставити не велят, а целовати и ставити крест в их место людем их. А хто их в том учнет теснить чрез сю нашу жаловалную грамоту и тому от нас великого государя царя и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии быти в опале и в казни.

Дана ся наша царская жаловалная грамота в нашем царствующем граде Москве лета 7122 марта в 30 день.

У подлинной жаловалной грамоты великого государя восковая красная вислая печать. Позадь подлинной грамоты подписано тако: царь и великий князь Михайло Федорович всеа Русии самодержец.

Внизу тоя ж грамоты подписал государев царев и великаго князя Михайла Федоровича всеа Русии диак Иван Болотников.

Пошлин взято 7 рублей 16 алтын 4 денги».
 

[2] Слово написано неразборчиво.