1620 (7128) г. 30 апреля. Жалованная грамота царя и великого князя Михаила Федоровича Пазухину Ивану Демидовичу о передаче двух жеребей села Нового и деревни Григорово Плесского стана Костромского уезда из поместья в вотчину «за московское осадное сиденье».
Ф. 179. Оп. б/ш. Д. 55. Л. 1–6. Копия 1840-х гг.
Текст:
«(Л. 1)
Божиею милостию мы, великий государь, царь и великий князь Михаил Феодорович всея Русии самодержец пожаловали есмя Ивана Демидовича Пазухина за его и ко всему Московскому государству службу. Как в прошлом, во 126, году пришел под наше государство под царствующий град Москву литовского короля Жигимонтов сын Владислав, и во 127 году стоял он под Москвою со многими польскими, и литовскими, и немецкими людьми, и с черкасы и Московского государства всякими умыслы доступал, и прелестию прельщал и жестокими приступы при
(Л. 1 об.)
ступал, и хотел Московское государство взять и раззорить до основания, и церкви Божие осквернить, и святую нашу истинную и непорочную православную христианскую веру попрать, а учинить свою проклятую еретическую литовскую веру.
А он, Иван, помня Бога и пречистую Богородицу, и православную христианскую веру, и наше крестное целование с нами, великим государем царем и великим князем Михайлом Феодоровичем всея Русии, на Москве в осаде сидя и за православную христианскую веру, и святыя Божия Церкви, и за нас, великого государя,
(Л. 2)
против королевича Владислава и польских, и литовских, и немецких людей, и черкасы стоял мужественно, и на боях, и на приступах бился не щадя головы своея и никакие королевичевы прелести правду к нам и ко всему Московскому государству показал, и будучи в осаде во всем оскудении и нужду терпел, и королевич Владислав и гетман Ханиев м все папы рода польские, и литовские люди, и черкасы слышав наших людей за православную христианскую веру и за великого государя крепкое стоятельство и твердость
(Л. 2 об.)
и от бояр наших и воевод, которые были на Москве, и которые с Москвы из осады посланы были по народам, видя над собою промысел и крепкое стоятельство, учинил с бояры нашими и со всей землею Московского государства мир и из государства нашего из земли королевич и гетман со всеми польскими, и литовскими, и немецкими людьми, и с черкасы вышел в Литву и Польшу, и города которые быша поимал нам, великому государю, отдал. И то сделалось Божиею милостию и Пресвятые Богородицы помощию и заступлением великих мос-
(Л. 3)
ковских чудотворцев, и отца великого государя святейшего патриарха ФиларетаНикитича Московского и всея Руси, и матери нашей великие старицы Марфы Ивановны молитвами, и нашим царским щастием, и бояр наших, и воевод, и всяких чинов людей к нам прямою службою, и радением, и твердостию. И за те службы мы, великий государь и великий князь Михаил Феодорович всея Руси самодержец пожаловали его, Ивана, с поместного его окладу с пять сот чет со ста чет по двадцати чет,
(Л. 3 об.)
итого сто чет, а из его же поместья в Костромском уезде в Плеском стану двумя жеребьи села Новаго да деревнею Григоровым в вотчину со всеми угодьи. И по костромским книгам письма и меры Василья Вельяминова да Василья Усова с товарищи лета 7104 и 105 году в тех двух жеребьях села Новаго да в деревне Григорове написано пашни и перелогу и лесом поросло середней земли доброю землею с наддачею сто двадцать чет поле и в дву потому же, и перешло у него в деревне Григорове за вотчиною дачю сверх нашего указа лишка
(Л. 4)
двенадцать чет. И тем лишком указали есма владеть ему, Ивану, в поместье до больших наших писцов и мерщиков. А как будут на Костроме наши писцы и большие мерщики, и они тое вотчинную землю от его же поместной земли отмежуют а проче. И нашу вотчину велели есма ему дать нашу царскую жалованную грамоту за нашею государскою красною печатью и по нашему царскому жалованью в той вотчине. Он Иван, и его дети, и внучата, и правнучата вольны и вольно ему, и его де-
(Л. 4 об.)
тям, и внучатам, и правнучатам та вотчина продать, и заложить, и в приданое дать, и в монастырь по душе до выпуску дать. А кто будет роду его тое вотчину из монастыря похощет выкупить и ему та вотчина выкупить ценою по нашему государскому указу против дачь сколько в ней дач [...] пашни написано. А дать за четь по полтине. А буде то продаст в чужей род, а кто будет его роду не останется или останется и выкупить не похощет. И та вотчина из монастыря
(Л. 5)
взять на нас, а деньги в монастырь дать за нее из наших государские казны по той же цене, по полтине за четь. И в монастырь та вотчина по прежнему нашему уложению не крепка. А только у него детей и роду не останется и останется одна жена, и жене той вотчиною владеть по свой живот, а после своего живота та вотчина для мужа своего поминка отдать в монастырь до выкупу. А из монастыря та вотчина выкупить на нас, и дать за нее из
(Л. 5 об.)
царские казны деньги по полтине за четь. Буде после его жена его учнет сидеть во вдовах или пострижется, и ей та вотчина вольно продать или заложить. А буде та жена его останется бездетна и вдовством сидеть, и постричься не похощет, а пойдет замуж, и та вотчина взять на нас в поместные земли, а мужа ее по душе за ту вотчину дать из нашея казны деньги против того, как из монастыря приказано выкупить, а жениха ее пожалуем тое вотчины в поместье
(Л. 6)
по своему царскому расмотрению, что доведется.
Писана нашего государства в царствующем граде Москве лета 7128 апреля в 30 день. Подписана великого государя царя и великого князя Михаила Феодоровича всея Руси думной дьяк Николай Микитин сын Новокщенов.