№ 252
XVII в. Икона. Богоматерь Казанская (в окладе и киоте).
Дерево, металл, серебро, золочение, стекло, камни, жемчуг, кожа, темпера, чеканка.
36,0 х 30,6 х 3,6 см (икона). 63,0 х 36,8 см (киот).
Церковный Историко-археологический музей.
ЦИАМ БВП 175; ЦИАМ БВП 78. КМЗ КОК 27735; КМЗ КОК 7660.
36,0 х 30,6 х 3,6 см (икона). 63,0 х 36,8 см (киот).
Церковный Историко-археологический музей.
ЦИАМ БВП 175; ЦИАМ БВП 78. КМЗ КОК 27735; КМЗ КОК 7660.
Публикации: Куколевская О.С., Трехсвятская Т.П., Чугунов Е.А. Ипатьевский монастырь. М.: Северный паломник, 2003. С. 30.
Вклад царя Михаила Федоровича в Макарьево-Унженскую обитель.
Согласно преданию, этой иконой, принявшая насильственный постриг под именем Марфы, Ксения Ивановна, пред своим отправлением в ссылку, в заонежский погост Толвуй, благословила малолетнего сына своего Михаила, вверяя его покрову Матери всех скорбящих. Образ этот был впоследствии путевою иконою царя Михаила Федоровича, всюду сопровождая его в дорогах, на что указывает сделанный для этой цели дорожный для футляр-киот с изображением двунадесятых праздников на его створках. На самой иконе изображены предстоящие святой Василий Великий и преподобный Евфимий Суздальский. Эта глубоко чтимая святыня была келейной иконой царя в Макарьево-Унженском монастыре и дарована им в 1619 г. во время его паломничества в эту обитель. С конца 1912 года икона находилась в ризнице Ипатьевского монастыря. Икона украшена серебряным позолоченным чеканным окладом, камнями и жемчугом. Не сохранилась серебряная цата; убрус, с низанными жемчугом 4 привесками – ряснами с крестами и бирюзовыми камнями. Художественные особенности иконы и оклада свидетельствуют, что они были изготовлены московскими мастерами первой половины XVII века.