1614 (7122) г. января 28. Жалованная подтвердительная грамота царя Михаила Федоровича игумену Варлааму с братией Спасо-Преображенской Александровой пустыни на Спасскую волость Галичского уезда.
Ф. 360. Оп. 1. Д. 1. Л. 1–4. Список середины XVIII в.
Текст:
«(Л. 1)
Божиею милостию мы великий государь, царь и великий князь Михайло Феодорович, всея Русии самодержец, пожаловали есмя Галицково уезда, в Усольской осаде, Преображенья Спасова, Олександровы пустыни, Лосева Раменья, на реке на Воче, игумена Варлама з братьею, или хто в том монастыре иный игумен и братье будут, что били они нам челом, а сказали: Была де у них жалованная грамота блаженные памяти царя и великого князя Василья Ивановича всея Русии, и в прошлом де
[1] Слово «новую» дописано на полях теми же чернилами, тем же почерком.
(Л. 1 об.)
з братьею пожаловали, велели им с тое с прежние жалованные грамоты списка дати нашу царскую новую жалованную грамоту на свое государево царево и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии имя. А в списке, каков перед нами с прежние жалованные грамоты положили, написано, что их волость Спаская монастырская соха. И мы великий государь, царь и великий князь Михайло Федорович всеа Русии пожаловали игумена Варлама з братьею, велели тех деревень Спаские волости ведати и судити игумену Варламу з братьею. И наместницы наши Галитцкие, и их тиуны, и патриарши десятилники игумена Варлама з братьею, и слуг, и вотчинных крестьян, и Спаские волости крестьян не судят ни в чем, опришно душегубства и татьбы с полишным и розбоя, и кормов своих не емлют, ни всылают к ним ни почто. Ведает и судит своих крестьян игумен Варлам с братьею сам во всем или кому прикажет. И тем Спаские волости крестьяном ненадобе волостелин корм, ни праветщиков поборы, всякие тяглы, никоторые пошлины. А волостелю моему на той волости не быть. Их игумен с братьею и пошлины емлет по сей грамоте. Доищется ищея своего, и он емлет с рубля по два алтына на виноватом, а не доищется ищея своего, и он даст с рубля по алтыну. А довотчику на стану денга, а езду на десять верст три денги, а на правду на версту по денге. Да ставят же крестьяне Спаские волости в монастырь церковь с трапезою, да
(Л. 2)
игуменскую келью, да казенную, и с клетми, и с сенми, и нутр в них делают, да хлебенную избу; да за рекою за Вочею луг косят, и згребут, и смечут, и огородят; да на реке на Вексе ез бьют и поделывают; да дадут игумену на три праздника з деревни по три денги на Рождество Христово, на Велик день, на Петров день; да в осен по овчине з деревни, да масленых по пяти денег з деревни. Також есми пожаловал игумена Варлама с братьею, что в их селех и деревнях людей, и посельщиков[2], и подворников, ино тем людем к старосте, к черным людем, опрочь ямских денег и посошные службы, не тянуть ни в которые проторы. А коли проветчик мой в Спаской волости будет, и он у тех людей поборов своих и данных денег не берет и не ездит ни пошто, ни коней у них не пятнать, а держит игумен пятно у себя в монастыре и велит у них кони пятнати. А то есми дал к Преображенья Спасова на фимьян. Да игумен же держит у себя тиуна и довотчика, а до году тиуна и довотчика не переменяет. А дадут крестьяне Спаские волости тиуну корм на Рождество Христово с осми деревень полоть мяса, да мех, овса две четверти, да на Вознесенье, да на Петров день боран с осми деревень, да по сыру с избы; а не люб полоть, ино за полоть пять бел, а за боран три белки, а за сыр две денге. А тиун по волости не ездит. А случится суд смесной игуменовым людем з заволостными людми, или з городцкими, или з боярскими и наши наместники, и волостели, и тиуны поселские судят, а игумен з братьею или их прикащик с ними ж судит. А кому будет чего искати заволостным
[2] В рукописи «посланников».
(Л. 2 об.)
людем Спаские волости на крестьянех, ино их судят в монастырском селце Самылове; в правде и в вине волостной человек волостелю, а игуменов человек в правде и в вине игумену, опришно душегубства и татьбы с поличным. А поличное: что возмут из за замка, ино то поличное; а найдут в пустой хоромине, не за замком, ино то неполичное. А хто з древа убьется, или кого громом убьет, или кого возом сотрет, или хто в воде утонет, или от своих рук утеряется, а обыщется то без хитрости и наместником веры нет. А кому будет чего искать на игумене з братьею и на слугах и на крестьянех великого дела, ино их судим мы великий государь, царь и великий князь Михайло Федорович всеа Русии или мой дворецкой; а неделщики площадные по игумена, и по старцов, и по слуг, и по крестьян не ездят и сроков на них не наметывают; а дает их на поруку дворцовой даной пристав, а срочит им один срок в году – Крещенье Христово, а опроч того сроку на них не наметывает. А хто на них накинет срок не по тому сроку, и тот им срок не в срок, или хто возмет безсудную, и та не в безсудную, или правую грамоту не по их сроку, и та грамота не в грамоту. Також есми пожаловал игумена Варлама з братьею, или хто в том монастыре игумен и братья будут, да ко Всемилостивому Спасу лесу черново от монастыря по реке по Воче вверх по обе стороны до речки до Черные, да до речки до Бобынки, да вверх речкою Черною до старово таковища, а от токовища до речки до Рословки, да речкою Рословкою вниз до Терентьева, да речкою Бобынкою вверх на три версты лесу, от Бобынки до реки до Вексы по Захаровой омут, за речку за Вексу через болото до Середние речки. И велел есми на том лесу пашню пахать, и починки ставить,
(Л. 3)
и луги расчищать, да их же починок Болобаново. И хто у них в тех починках учнет жити слуг монастырских и крестьян, и наши наместники Галитцкие Усольские волости и их тиуны, тех крестьян не судят ни в чем, опришно душегубства и разбоя и татьбы с полишным, и кормов своих не берут, и не всылают к ним ни почто. А кому будет до тех людей каково дело, ино их судит игумен з братьею или кому прикажет. Також есми пожаловал игумена з братьею, куды они отпустят из монастыря[3] своих старцов и слуг и крестьян с каким товаром, зимой на пяти возех, а летом на пяти телегах, или к Москве о жалобе, ненадобе им ни мыт, не перевоз, ни осмичье, ни костки, ни явка, ни тамга, никоторые пошлины. И хто[4] их через сю грамоту чем изобидит или что хто на них возмет, быти тому от меня великого государя, царя и великого князя Михаила Федоровича всея Русии в опале и в казни. А явят сю грамоту наместнику Галитцкому, и они с нее не дадут ничево. И мы великий государь, царь и великий князь Михайло Федорович всея Русии, вуслушав списка жалованныя грамоты блаженныя памяти царя и великого князя Василья Ивановича всеа Русии, пожаловал игумена Варлама з братьею, или хто в том монастыре иный игумен и братья будут, велел им владети во всем по-прежнему, как они владели преж сего по жалованным грамотам блаженныя памяти государя царя и великаго князя Ивана Васильевича всеа Русии, и государя царя и великого князя Феодора Ивановича всеа Русии, и государя царя и великого князя Василья Ивановича всеа Русии. Того наметного оброку, что дьяк Семен Чередов положил с тое Спаские волости, имати на них не велел.
[3] Словосочетание «из монастыря» дописано на полях теми же чернилами, тем же почерком.
[4] Словосочетание «и хто» дописано на полях теми же чернилами, тем же почерком.
(Л. 3 об.)
А сее жалованные грамоты рудити не велел никому ни в чем; а хто у них сю нашу жалованную грамоту учнет рудити, и тому от меня великого государя, царя и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии быти в опале и в казни. Дана ся наша царьская жалованная грамота на Москве,
Подлинная грамота за подписанием царского величества рукою тако на обороте: царь и великий князь Михайло Федорович всеа Русии.
За скрепою дьяка Патрекея Насонова.
Лета 7130-го, марта в 7 день мыж великий государь, царь и великий князь Михайло Федорович, всеа Русии самодержец, и отец наш государев, великий государь святейший Филарет Никитич, Божиею милостию Патреарх Московский и всеа Русии, сее нашие прежние жаловалные грамоты
[5] Под строкой дописано «1614» другими чернилами, другим почерком.
(Л. 4)
государьскому указу о всем в нашей жаловалной в новой грамоте
Под подлинною подписано тако: А подписал государев царев и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии дияк Семен Головин.
За справою с прежние з жалованные списком подячего Ивашка Дятлова.
Подлинную грамоту взял капитан Петр Савантеев. Игумен Гурий[6].
[6] Написано другим почерком.