Летописное известие о приглашении новгородцами варяжского князя Рюрика для управление городом и "всеми землями" в Софийской Первой летописи.
862 г.

Сборник, в составе – Софийская Первая летопись, Правда Русская пространной редакции, Устав о мостех, Закон судный людем. Вторая пол. XV в.
Рукописная книга. Полуустав близкий к скорописи, 2 почерка, приписки 3 почерка. 4°. На 463 л.
Переплет – кожаный «в сумку» с тиснением, XIX в.
30,0 х 19,5.
Российский государственный архив древних актов. Ф. 135. Отд. V. Руб. II. № 3. Л. 6-7 (1-113об., 148об.–462).

Начало русской государственности российская летописная традиция связывает с актом призвания князей-варягов – Рюрика, Синеуса и Трувора. По сообщению летописи, жители Новгородских земель, платили дань «варягам» (скандинавам) из-за моря, а дать грабителям отпор мешала вражда и взаимное недоверие – «и бысть межи ими рать великая и усобица». Для завершения междоусобиц было решено призвать иноплеменников, которые могли бы «судить в правду», то есть безпристрастно. В летописи это событие отнесено к 862 г. В последние десятилетия сообщение о «призвании варягов» обрело подтверждение и в западноевропейских хрониках. Русский Рюрик оказался фризландским конунгом Рориком Ютландским (около 810 – не ранее 873 гг.), который прибыл в Новгород с «домом своим» (sine hus) и «верной дружиной» (thru varing). В новгородском летописании эти непонятные термины превратились в легендарных братьев – Синеуса и Трувора.

Через несколько лет, в 835 г. родственник Рюрика Олег присоединил к Новгороду Киев и киевские земли, создав тем самым Киевскую Русь (Древнерусское государство). Сказание о «призвании варягов» зафиксировано как в северной (Новгород, Псков), так и в Южной (Киев, Чернигов) летописной традиции и повторено в большинстве летописных сводов XV–XVI вв.

Известие приведено по рукописи Софийской Первой летописи, в наиболее полном виде отражающей один из древнейших российских летописных сводов – Свод новгородского митрополита Фотия первой четверти XV в.

 

«В лето 6367. Имаху дань варязи из за мория на чюди, на словенех и на мери, и на всех кривечех от мужа по беле веверици. А козари имаху дань на полянех и на северенех, и на вятичех по беле векшици от дыма. Се от начала князей руских и начала княжения их скажем.

В лето 6370. Всташа кривичи и словени, и чюдь, и меря на варяги и изгнаша за море и не даша им дани, начата сами себе владети и городы ставити. И не бе в них правды, и вста род на род, и бысть межи ими рать велика и усобица, и вевати начаша сами на ся. И реша сами к себе: «Поищемь ceбe князя, иже бе владел нам и рядил ны, и судил в правду». При сего Михаила царстве послаша за море к варягом к руси. Сице бо зваху варягы русию, яко и се друзии зовутся армане, агляне, инии сте, тако и си. Реша чюдь, словене, кривичи варягом: «Вся земля наша добра есть и велика, и изобилна всем, а нарядник в ней нет. Пойдите к нам княжить и владти нами». И избраша от немць 3 браты с роды своими, и пояша с собою дружину многу, и пришед, стариишии Рюрик седе в Новегороде, а Синеус, брат Рюриков, на Белеозерe, а Трувор в Ызборцe и начата вевати всюду. И от тeх варяг находницих прозвашася русь и от тех словет Руская земля. И суть новогородьстии людие и до днешнаго дне от рода варяжеска, прежде бо беша словене…»