Духовная грамота великого князя Ивана Даниловича Калиты.
[Около 1339 г.]

Грамота на пергамене на одном листе. Подлинник. Устав.
У нижнего края следы привесных печатей: серебряной кн. Ивана Даниловича Калиты и свинцовой хана Золотой Орды Узбека (ныне утрачены).
61,0 х 26,0.
Российский государственный архив древних актов. Ф. 135. Отд. I. Рубр. III. № 2. Л. 1.

Духовная грамота (завещание) московского князя Ивана Даниловича Калиты составлялась в сложный для России период. С сер. XIII в. русские удельные княжества попали в феодальную зависимость от одного из государств Чингисидов – Золотой Орды. Русские земли были обложены данью, кроме того, ханы утверждали князей на «отчих престолах» и великого князя владимирского и суздальского. Нередко поездки в Орду для русских князей кончались смертью – например, 15 сентября 1326 г. в Орде был убит тверской князь Дмитрий Грозные Очи. Поэтому князья перед поездкой туда составляли завещание. Так было составлено и первое дошедшее до нас завещание московского князя Ивана Даниловича.

В начале грамоты Иван Данилович заявляет, что физически и психически здоров («никим не нужен, целым своим умом, в своем здоровьи»). Далее следуют его распоряжения («даю ряд сыном своим и княгине своеи»). Московский князь перечисляет как унаследованное от отца, так и приобретенное имущество – «вотчины и купли», из которых постепенно складывается собирательная картина Московского княжества едва ли не в самом начале его становления. Калита уже владел такими городами, как Можайск, Коломна, Руза, Звенигород, Серпухов, не считая огромного количества сел и волостей. Все это раздавалось именно сыновьям, то есть Иван Данилович впервые пренебрег правилами так называемого лествичного восхождения, когда старшим в роду считался не старший сын, а старший брат. Доли для иной родни, кроме собственных детей, собиратель Москвы не предусмотрел. Не выделялась вдовья часть и для супруги – душеприказчиком Иван назначил своего старшего сына Симеона и поручил ему заботится о княгине и младших братьях («по бозе ты им будешь печалник»).
 

«Во имя отца и сына и святаго духа, се яз, грешный худыи раб божии Иван, пишу душевную грамоту, идя в Орду, никим не нужен, целым своим умом, в своем здоровьи. Аже Бог что розгадает о моем животе, даю ряд сыном своим и княгине своеи.

Приказываю сыном своим очину свою Москву. А се есмь им роздел учинил:

Се дал есмь сыну своему болшему Семену: Можаеск, Коломну со всеми коломеньскими волостми…

А се даю сыну своему Ивану: Звенигород, Кремичну, Рузу…

А се даю есмь сыну своему Андрею: Лопастну, Северьску, Нару, Серпохов…

А приказываю тобе, сыну своему Семену, братью твою молодшую и княгини свою с меншими детми, по бозе ты им будешь печалник.

А на се послуси: отец мои душевныи Ефрем, отец мои душевныи Федосии, отец мои душевныи поп Давыд.

А грамоту писал диак князя великого Кострома.

А кто сю грамоту порушит, судить ему Бог».