Судебник великого князя Ивана III Васильевича.
[Около 1339 г.]
Рукописная книга. Список нач. XVI в. Мелкий каллиграфический полуустав, скоропись. Плотная лощеная бумага. 4°ач..
Переплет нач. XIX в.
23,0 х 8,5.
Российский государственный архив древних актов. Ф. 135. Отд. V. Рубр. II. № 78.

РГАДА. Ф. 135. Отд. V. Рубр. II. № 78.

1. Судити суд бояром и околничим. А на суде быти у бояр и у околничих диаком. А посулов бояром, и околничим, и диаком от суда и от печалованиа не имати; та-кож и всякому судие посула от суда не имати никому. А судом не мстити, не дружити никому…»
РГАДА. Ф. 135. Отд. V. Рубр. II. № 78. Л. 1.

7. А побиются на поли в пожеге, или в душегубстве, или в разбои, или в татбе, ино на убитом исцево доправити; да околничему на убитом полтина да доспех, а диаку четверть, а неделщику полтина, да неделщику ж вясчего 4 алтыны. А сам убитой в казни и в продажи боярину и диаку.»
РГАДА. Ф. 135. Отд. V. Рубр. II. № 78. Л. 1об.

РГАДА. Ф. 135. Отд. V. Рубр. II. № 78. Л. 3об.

РГАДА. Ф. 135. Отд. V. Рубр. II. № 78. Л. 10об.

57. О христианском отказе. А христианом отказыватися из волости, ис села в село, один срок в году, за неделю до Юрьева дни осеннего и неделю после Юрьева дни осеннего. Дворы пожилые платят в полех за двор рубль, а в лесех полтина. А которой христианин поживет за кем год, да пойдет прочь, и он платит четверть двора, а два года поживет да поидеть прочь, и он пол двора платит; а три годы поживет, а пойдет прочь, и он платит три четверти двора; а четыре годы поживет, и он весь двор платит».
РГАДА. Ф. 135. Отд. V. Рубр. II. № 78. Л. 11.
Законодательный кодекс конца XV в., сборник процессуального, уголовного, административного и гражданского права. Статьи Судебника условно можно разделить на две группы. Уложением о суде создавалась рациональная система общероссийского судопроизводства, при которой каждая последующая инстанция была апелляционной для решений нижестоящих судов. Статьи второй группы кодифицировали нормы организации судебного процесса (представительство на суде, вызов свидетелей и привод ответчиков на суд, указание об обязательной записи судебных решений и т.п.). На суде в обязательном порядке были обязаны присутствовать дьяки; суд на местах проводился только с привлечением местной администрации (дворских, волостных старост) и в присутствии свидетелей из среды зажиточных («лучших») людей. Статья 19 запрещала обвинения без суда, а выданные судьей исполнительные документы («правые грамоты») признавались недействительными («ино та грамота не в грамоту»). Все формы отношений, вытекающие из договоров займа, найма и поряда передавались на усмотрение самих сторон и изымались из ведения великокняжеской администрации.
Воспроизведенные ниже статьи 6-7 иллюстрируют регламентацию одного из пережитков феодальной эпохи – судебных поединков. С точки зрения законодателей, убитый автоматически проигрывал дело, а сумму иска и судебные издержки возмещали его родственники. Любопытный юридический казус разобран в ст. 52 – старикам, женщинам, детям, увечным и монахам разрешалось нанимать наемных бойцов («ино наймита наняти волно»). Противной стороне в этом случае разрешалось найти поединщика на стороне – «противу тех наймитов исцу или ответчику наймит же» или выходить на бой самому.
В Судебнике много статей о холопах (12); например, ст. 56 предусматривала полное освобождение холопа, попавшего в татарский плен и бежавшего. Повышенным вниманием советских исследователей пользовалась статья «О христианском отказе» (ст. 57), в которой несколько поколений историков видело «начало закрепощения крестьянства». Фактически же, ст. 57 юридически закрепляла право любого лично свободного крестьянина покинуть своего временного хозяина. В Судебнике регламентирована только процедура отказа – уходить можно было только в две последние недели осени, то есть после уборки и обмолота хлебов, и определены размеры пожилого – арендной платы за пользование землями.
«Лета 7006-го месяца септемвриа уложил князь великий Иван Васильевич всеа Руси с детми своими и с бояры о суде, как судити бояром и окольничим
1. Судити суд бояром и околничим. А на суде быти у бояр и у околничих диаком. А посулов бояром, и околничим, и диаком от суда и от печалованиа не имати; та-кож и всякому судие посула от суда не имати никому. А судом не мстити, не дружити никому…
6. А побиются на поли в заемном деле или в бою, и боярину с диакомь взяти на убитом противень противу исцева; а околничему полтина, а диаку четверть, а неделщику полтина да неделщику ж вясчего 4 алтыны.
7. А побиются на поли в пожеге, или в душегубстве, или в разбои, или в татбе, ино на убитом исцево доправити; да околничему на убитом полтина да доспех, а диаку четверть, а неделщику полтина, да неделщику ж вясчего 4 алтыны. А сам убитой в казни и в продажи боярину и диаку.
19. О неправом суде. А которого обинит боярин не по суду и грамоту правую на него с диаком даст, ино та грамота не в грамоту, а взятое отдати назад, а боярину и диаку в том пени нет, а исцем суд с головы…
52. А на ком чего взыщет жонка, или детина мал, или кто стар, или немощен, или чем увечен, или поп, или чернец, или черница, или кто от тех в послушестве будет кому, ино наймита наняти волно. А исцем или послуху целовати, а наймитом битися; а противу тех наймитов исцу или ответчику наймит же; а восхочет, и он сам биется на поли…
56. А холопа полонит рать татарскаа, а выбежит ис полону, и он слободен, а старому государю не холоп.
57. О христианском отказе. А христианом отказыватися из волости, ис села в село, один срок в году, за неделю до Юрьева дни осеннего и неделю после Юрьева дни осеннего. Дворы пожилые платят в полех за двор рубль, а в лесех полтина. А которой христианин поживет за кем год, да пойдет прочь, и он платит четверть двора, а два года поживет да поидеть прочь, и он пол двора платит; а три годы поживет, а пойдет прочь, и он платит три четверти двора; а четыре годы поживет, и он весь двор платит».