Чин венчания на царство Ивана IV 16 января 1547 г.
Третья четверть XVI в.

Рукопись. Бумага, чернила; скоропись.
22,0 х 15,5.
Российский государственный архив древних актов. Ф. 135. Древлехранилище. Отд. IV. Рубр. I. № 1. Л. 1-46.

«Венчание на царство» было одним из первых внешнеполитических демаршей правительства молодого Ивана IV и преследовало задачи закрепления позиций России как вполне самостоятельного субъекта международной политики. До середины XVI в. в глазах европейцев Россия продолжала считаться вассалом монгольских ханов. Неравноправный статус подчеркивался сложившейся в Европе номенклатурой титулов: многие европейские монархи были королями; российский титул великий князь в дипломатии воспринимался как великий герцог. Приравненный к королевскому статус имели и уцелевшие потомки правителей Золотой Орды – ханы Казанских, Астраханских и Крымских земель. Это было лишь претензиями на титул (что Иван IV и доказал, уничтожив Казанское и Астраханское ханство в 1552-1558 гг.), но в официальной титулатуре они стояли «выше» московских князей. В этой обстановке и было принято решение в самой торжественной обстановке провозгласить нового великого князя царем, то есть «цезарем» – императором.

«Чин венчания» регламентирует всю церемонию передачи символов царской власти великому князю Ивану IV Васильевичу, происходившую в Успенском соборе Московского Кремля 16 января 1547 г. В его состав входят записи речей великого князя к митрополиту и митрополита к великому князю. В ходе церемонии великому князю, стоявшему на последней двенадцатой ступени помоста, сооруженного в центре собора, митрополитом Макарием было объявлено: «Се от Бога ныне поставляешися и нарицаешися князь великий Иван Васильевич, боговенчанный царь и самодержец всеа Великиа России». Митрополит возложил на него царский венец и дал в правую руку скипетр. Сакральность особы царя утверждалась таинством миропомазания: в «Чин венчания» включен «Чин и устав еже како подобает помазати царя или великого князя миром», следуя которому проходили последующие венчания российских государей.

Сохранились две основные редакции «Чина венчания Ивана IV на царство» – летописная и формулярная. Летописная является наиболее точным описанием коронации 1547 г., формулярная представляет собой позднюю переработку. Пространная редакция «Чина венчания» была создана в царской канцелярии в начале 1560-х гг. Данная рукопись является списком Пространной редакции несохранившегося «Чина венчания», составленного митрополитом Макарием, и скопированная в Посольском приказе для использования в дипломатической переписке.
 

«Поучение митрополиче к великому князю:

«О святем Дусе господий и възлюбленный сын святыя церкви и нашего смирениа, князь великий Иван Васильевичь, всеа Русии самодржець! Се отныне от Бога поставлен еси князь великий и боговенчанный царь правити хоругви и съдръжати скипетро великого царства Росийскаго, и венчан еси сим царскым венцем, по благодати святаго Духа, и по милости пресвятыя Богородица, и по благословению великого чюдотворца Петра митрополита Киевскаго и всеа Русии, и всех святых молитвами, и по благословению приснопомнимаго святаго отца твоего великого князя Василья Ивановича, всеа Русии самодержца…

и ты, господине и сыну, боговенчанный православный царь князь великий Иван Васильевичь, всеа Русии самодержец, имей страх Божий в сердци, и съхрани веpy христианскую, Греческого закона, чисту и непоколебиму, и съблюди царство свое чисто и непорочно, якоже ныне приал еси от Бога, и люби правду, и милость, и суд правый и к послушным милостивное; к святой же съборней церкви и к всяким святым церквам имей веру и страх Божий…

бояр же своих и вельмож жалуй и бреги по их отечеству, к всем же князем и княжатам, и детем боярскым, и к всему христолюбивому воиньству буди приступен и милостив и привтетен, по царскому своему сану и чину; всех же православных христиан блюди и жалуй и попечение о них имей от всего сердца; за обидящих же стой царьскы и мужескы, не попускай и не давай обидити не по суду и не по правде, се бо, о царю, приал еси от Бога скипетро правити хоругви великого царства Росийскаго…».
 

Читать полную версию Читать документ полностью