Грамота Константинопольского Собора об основании Московского патриархата.
Май 1590 г.
Рукопись на одном листе. Пергамен. Греческий язык.
Вислая свинцовая печать на зеленом шелковом шнуре константинопольского патриарха Иеремии II.
Российский государственный архив древних актов. Ф. 52. Оп. 2. № 5. Л. 1.

Егда благоверный и тихомирный самодержец царь всеа земли Росийские, … и иных православных християн господин Феодор Ивановичь, … попросил достоинства у нас по избранию соборному и по заповеди и по закону – да поставим архиепископа Московского и наречем его патриархом, яко иные нареченные имянуютца: первый Констянтинопольский Вселенский патриарх от святого Вселенского перваго собора почтен достоинством от блаженнаго и равноапостольнаго царя великого Констанстина [так в тексте] а потом Александрейский, Антиохийский, Иеросалимский, православные патриархи сию благодать умерения нашего своима очима видехом и порадохомся данному от Бога царствию сему распространение и величество, яко един сей есть ныне на земли царь великий православный, да недостойно было не учинити воли его. И приняв разум его патриарха, поставили его на Москве, Господина Иева именем, и благодатию Святаго Духа, и грамоту ему златопечатную патриаршескую дали, и по той грамоте произволил и поставил – да он архиепископ Московский Господин Иев властвует пятый патриарх и будет имети патриаршеское достоинство и честь имяноватися и почитатись с ыными патриархи вовеки всегда, но сие сотвориша тамо по месту. И егда Божиею благодатию умерение наше пришли есмы [мы] ко престолу своему в Костянтин град, и обьявили сие дело, как делалось на Москве, думу и прошение благовернаго царя явственно, и услышав то достоинство и дела достохвальные, и прочие святейшие патриархи Александрийский и Антиохийский и Иеросалимский возлюбили … Пишем и обьявляем чрез сию соборную грамоту: первое – исповедуем и совершаем в царствующем граде Москве рукоположение и патриаршеское имянование поставленного патриарха Господина Иева. По сем совершаем и для того посылаем, как пишем, патриаршескую грамоту и пишем о всем явственно, и изволили собором – да поставленный Московский наперед сего господин Иев патриарх именуетца патриархом и почитаетца с ыными патриархи и будет чин на нем [его титул] и в молитвах после патриарха Иеросалимскаго должно нам поминати имя наше и иных, а в головах и началех держати и почитати апостольский престол Констянтинопольский, как и иные патриархи и то дарованное – патриаршескую честь и имя да не токмо патриарху Московскому Господину Иеву дано, ноне утверждено непоколебимо произволили [постановили], но и по нем поставляти Московским собором начальных властей в патриархи. Да именуетца, сыскав по правилом, зачато от патриарха сего Московского господина Иева о Святом Дусе возлюбленному брату и сослужебнику нашего умерения, и для того сия уложенная грамота утверждена для памяти вовеки и укреплена. В лета
И припись у грамоты руки патриаршии митрополичьи и архиепископли и епископли и соборных людей».
РГАДА. Ф. 52. Оп. 2. № 5. Л. 1.
Переговоры об учреждении в России патриаршей кафедры начались летом 1588 г. Прибывший в Москву константинопольский патриарх Иеремия был торжественно принят в Кремле 21 июля 1588 г., но сам процесс учреждения патриархии растянулся на шесть месяцев. Для учреждениия нового престола церковные иерархи воспользовались казуальной уловкой – московский патриарх занял вакантное место в пентархии, освободившееся вследствие отпадения от «истинного православия» римского понтифика. Иеремия предоставил русским властям подробное описание чина поставления патриарха. Освященному собору, не сговариваясь («втае»), следовало избрать патриархом одного из трех предложенных кандидатов, а царю Федору Ивановичу – утвердить выбор. Избрание было проведено 29 января 1689 г. и константинопольский патриарх Иеремия лично возвел избранного Иова в «патриархи Московские и вся Русии».
Документ был доставлен в Москву в мае 1591 года тырновским митрополитом Дионисием и 20 июня представлен царю Федору Ивановичу. В грамоте говорится о созыве патриархом Иеремией Великого Собора, на котором обсуждалась просьба царя учредить в России особое патриаршество. Присутствовавшие патриархи дали одобрение, подчеркнув также, что право поставлены патриарха даруется отныне «Московском Собору». В грамоте за патриархом Иовом утверждалось пятое, то есть последнее, место в числе патриархов, что в дальнейшем вызвало недовольство правительства и церкви, которые стали настаивать на третьем месте московского патриарха (после константинопольского и александрийского).
Оригинал документа удостоверен подписями патриархов константинопольского Иеремии, антиохийского Иоакима и иерусалимского Софрония, сорока двух митрополитов, девятнадцати архиепископов и двадцати епископов. Составлен в патриаршей канцелярии Константинополя. Часть подписей подлинные, а часть – отсутствовавших членов Собора, воспроизведены чиновниками патриаршей канцелярии. Текст воспроизводится по русскому переводу того времени.
«Иеремия, милостию Божиею архиепископ Костянтинополя Новаго Рима и вселенский патриарх.
Егда благоверный и тихомирный самодержец царь всеа земли Росийские, … и иных православных християн господин Феодор Ивановичь, … попросил достоинства у нас по избранию соборному и по заповеди и по закону – да поставим архиепископа Московского и наречем его патриархом, яко иные нареченные имянуютца: первый Констянтинопольский Вселенский патриарх от святого Вселенского перваго собора почтен достоинством от блаженнаго и равноапостольнаго царя великого Констанстина [так в тексте] а потом Александрейский, Антиохийский, Иеросалимский, православные патриархи сию благодать умерения нашего своима очима видехом и порадохомся данному от Бога царствию сему распространение и величество, яко един сей есть ныне на земли царь великий православный, да недостойно было не учинити воли его. И приняв разум его патриарха, поставили его на Москве, Господина Иева именем, и благодатию Святаго Духа, и грамоту ему златопечатную патриаршескую дали, и по той грамоте произволил и поставил – да он архиепископ Московский Господин Иев властвует пятый патриарх и будет имети патриаршеское достоинство и честь имяноватися и почитатись с ыными патриархи вовеки всегда, но сие сотвориша тамо по месту. И егда Божиею благодатию умерение наше пришли есмы [мы] ко престолу своему в Костянтин град, и обьявили сие дело, как делалось на Москве, думу и прошение благовернаго царя явственно, и услышав то достоинство и дела достохвальные, и прочие святейшие патриархи Александрийский и Антиохийский и Иеросалимский возлюбили … Пишем и обьявляем чрез сию соборную грамоту: первое – исповедуем и совершаем в царствующем граде Москве рукоположение и патриаршеское имянование поставленного патриарха Господина Иева. По сем совершаем и для того посылаем, как пишем, патриаршескую грамоту и пишем о всем явственно, и изволили собором – да поставленный Московский наперед сего господин Иев патриарх именуетца патриархом и почитаетца с ыными патриархи и будет чин на нем [его титул] и в молитвах после патриарха Иеросалимскаго должно нам поминати имя наше и иных, а в головах и началех держати и почитати апостольский престол Констянтинопольский, как и иные патриархи и то дарованное – патриаршескую честь и имя да не токмо патриарху Московскому Господину Иеву дано, ноне утверждено непоколебимо произволили [постановили], но и по нем поставляти Московским собором начальных властей в патриархи. Да именуетца, сыскав по правилом, зачато от патриарха сего Московского господина Иева о Святом Дусе возлюбленному брату и сослужебнику нашего умерения, и для того сия уложенная грамота утверждена для памяти вовеки и укреплена. В лета
И припись у грамоты руки патриаршии митрополичьи и архиепископли и епископли и соборных людей».