Наставление Екатерины II Комиссии о составлении проекта нового уложения.
1767 г.
Черновик. Автограф Екатерины II.
31,5 х 20,0.
Российский государственный архив древних актов. Ф. 10. Оп. 1. Д. 15.

2. Не можем иного кроме сего зделать положения, что всякого честного человека и общества желание есть или будет видеть все отечество свое на высшей степени блаженства…
21. Какой предлог к самодержавному правлению?
22. Не тот, чтоб у людей отнять естественную их вольность,
23. Но чтобы действия их направить к получению самаго большого от всех добра.
55. Сии наставления возбранят народу презирать указы государевы, не опасаяся за то никакого наказания.
72. Вольность есть право все то делать, что законы дозволяют.
73. Ежели бы где какой гражданин мог делать законами запрещаемое,
74. Там бы уже вольности не было ибо и другие имели бы равным образом сию власть.
75. Государственная вольность в гражданине есть спокойство духа, происходящее от мнения, что всяк из них собственною наслаждается безопасностию.
76. И чтобы люди имели сию вольность, надлежит правлению быть такому, чтоб один гражданин не мог бояться другого, а боялись бы все одныя законы».
РГАДА. Ф. 10. Оп. 1. Д. 15.

2. Не можем иного кроме сего зделать положения, что всякого честного человека и общества желание есть или будет видеть все отечество свое на высшей степени блаженства…
21. Какой предлог к самодержавному правлению?
22. Не тот, чтоб у людей отнять естественную их вольность,
23. Но чтобы действия их направить к получению самаго большого от всех добра.
55. Сии наставления возбранят народу презирать указы государевы, не опасаяся за то никакого наказания.
72. Вольность есть право все то делать, что законы дозволяют.
73. Ежели бы где какой гражданин мог делать законами запрещаемое,
74. Там бы уже вольности не было ибо и другие имели бы равным образом сию власть.
75. Государственная вольность в гражданине есть спокойство духа, происходящее от мнения, что всяк из них собственною наслаждается безопасностию.
76. И чтобы люди имели сию вольность, надлежит правлению быть такому, чтоб один гражданин не мог бояться другого, а боялись бы все одныя законы».
РГАДА. Ф. 10. Оп. 1. Д. 15.

2. Не можем иного кроме сего зделать положения, что всякого честного человека и общества желание есть или будет видеть все отечество свое на высшей степени блаженства…
21. Какой предлог к самодержавному правлению?
22. Не тот, чтоб у людей отнять естественную их вольность,
23. Но чтобы действия их направить к получению самаго большого от всех добра.
55. Сии наставления возбранят народу презирать указы государевы, не опасаяся за то никакого наказания.
72. Вольность есть право все то делать, что законы дозволяют.
73. Ежели бы где какой гражданин мог делать законами запрещаемое,
74. Там бы уже вольности не было ибо и другие имели бы равным образом сию власть.
75. Государственная вольность в гражданине есть спокойство духа, происходящее от мнения, что всяк из них собственною наслаждается безопасностию.
76. И чтобы люди имели сию вольность, надлежит правлению быть такому, чтоб один гражданин не мог бояться другого, а боялись бы все одныя законы».
РГАДА. Ф. 10. Оп. 1. Д. 15.

2. Не можем иного кроме сего зделать положения, что всякого честного человека и общества желание есть или будет видеть все отечество свое на высшей степени блаженства…
21. Какой предлог к самодержавному правлению?
22. Не тот, чтоб у людей отнять естественную их вольность,
23. Но чтобы действия их направить к получению самаго большого от всех добра.
55. Сии наставления возбранят народу презирать указы государевы, не опасаяся за то никакого наказания.
72. Вольность есть право все то делать, что законы дозволяют.
73. Ежели бы где какой гражданин мог делать законами запрещаемое,
74. Там бы уже вольности не было ибо и другие имели бы равным образом сию власть.
75. Государственная вольность в гражданине есть спокойство духа, происходящее от мнения, что всяк из них собственною наслаждается безопасностию.
76. И чтобы люди имели сию вольность, надлежит правлению быть такому, чтоб один гражданин не мог бояться другого, а боялись бы все одныя законы».
РГАДА. Ф. 10. Оп. 1. Д. 15.
«Наказ» написан Екатериной II для учрежденной ею Комиссии о сочинении проекта нового уложения. Комиссии с привлечением выборных депутатов от сословий и учреждений собирались императорами и ранее и позднее, с 1700 по 1796 гг., причем выработать новый свод законов ни одной так и не удалось. Екатерининская комиссия
«1. Закон христианский научает нас взаимно делать добро, сколько возможно.
2. Не можем иного кроме сего зделать положения, что всякого честного человека и общества желание есть или будет видеть все отечество свое на высшей степени блаженства…
21. Какой предлог к самодержавному правлению?
22. Не тот, чтоб у людей отнять естественную их вольность,
23. Но чтобы действия их направить к получению самаго большого от всех добра.
55. Сии наставления возбранят народу презирать указы государевы, не опасаяся за то никакого наказания.
72. Вольность есть право все то делать, что законы дозволяют.
73. Ежели бы где какой гражданин мог делать законами запрещаемое,
74. Там бы уже вольности не было ибо и другие имели бы равным образом сию власть.
75. Государственная вольность в гражданине есть спокойство духа, происходящее от мнения, что всяк из них собственною наслаждается безопасностию.
76. И чтобы люди имели сию вольность, надлежит правлению быть такому, чтоб один гражданин не мог бояться другого, а боялись бы все одныя законы».