Уставная грамота 1820 г.
Проект конституции императора Александра I.
Подлинник. Беловик, писарский почерк. Л.1–65 об. – русский текст, л. 66–109 об. – французский текст.
На полях – сноски на соответствующие главы польской конституции 1815 года «Государственной грамоты Царства Польского».
Переплет картон ХХ в.
20,0 х 32,5.
Российский государственный архив древних актов. Ф. 3. Оп. 1. Д. 25. Л. 1-109 об.

Статья 1. Российское государство, со всеми владениями, присоединенными к нему, под каким бы наименованием то ни было, разделяется сообразно с расписанием у него приложенным, на большие области, называемые Наместничествами.
[…]
РГАДА. Ф. 3. Оп. 1. Д. 25. Л. 2.

Отделение I. О государственной думе или сейме
Статья 99. Представительство народное образуется, как выше сказано (ст. 91).
РГАДА. Ф. 3. Оп. 1. Д. 25. Л. 34.

Статья 101. Законодательная власть заключается в особе государя при содействии двух палат государственного сейма (как сказано в ст. 13).
Разряд 1. О частных думах или сеймах наместнических областей
Статья 102. Сеймы наместнических
РГАДА. Ф. 3. Оп. 1. Д. 25. Л. 34 об.

Статья 103. Сеймы наместнических областей рассматривают проект
РГАДА. Ф. 3. Оп. 1. Д. 25. Л. 35.

РГАДА. Ф. 3. Оп. 1. Д. 25. Л. 35 об.

Статья 114. Общий государственный сейм составляется из государя и двух палат. Первую под именем высшей палаты образует сенатский департамент, присутствующий в одной из двух столиц, с присовокуплением к нему единственно на время сейма и по назначению государя из других департаментов известного числа сенаторов, образовательным учреждением определенного. Вторая под названием
РГАДА. Ф. 3. Оп. 1. Д. 25. Л. 40.

РГАДА. Ф. 3. Оп. 1. Д. 25. Л. 40 об.
С первых дней царствования Александра I им делались неоднократные попытки реформировать управление империей.
В 1801–1803 гг. это было задачей Негласного комитета – помогать императору «в систематической работе над реформою бесформенного здания управления империей».
В конце 1808 года Александр I поручил М.М. Сперанскому разработку плана государственного преобразования России. В октябре 1809 года проект под названием «Введение к уложению государственных законов» был представлен императору. Его задачей была модернизация и европеизация государственного управления путём введения буржуазных норм и форм: «В целях укрепления самодержавия и сохранения сословного строя». Проект натолкнулся на сопротивление государственного аппарата и так и не был претворен в жизнь.
Следующая попытка реформирования была предпринята в 1818 г., когда Александр поручил министру юстиции Н.Н. Новосильцеву подготовить Уставную грамоту Российской империи, первым опытом введения в жизнь которой должна была стать Польская конституция 1815 г.
Россия по ней получала представительные органы, законосовещательную Думу, декларировалось разделение властей, но главой исполнительной и законодательной власти, а также армии и церкви являлся император, с правом единоличного принятия всех окончательных решений.
Несмотря на свой откровенно охранительный характер, Уставная грамота также не была принята. Текст грамоты был найден среди бумаг Новосильцева в Варшаве польскими революционерами во время восстания 1831 г. и тогда же опубликован.
«Глава I. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ РАСПОРЯЖЕНИЯ
Статья 1. Российское государство, со всеми владениями, присоединенными к нему, под каким бы наименованием то ни было, разделяется сообразно с расписанием у него приложенным, на большие области, называемые Наместничествами.
[…]
Глава IV. О НАРОДНОМ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВЕ
Отделение I. О государственной думе или сейме
Статья 99. Представительство народное образуется, как выше сказано (ст. 91).
Статья 100. Государственный сейм (государственная дума) разделяется на частные сеймы (думы) наместнических областей, созываемые каждые три года, и на общую государственную думу или сейм, созываемый каждые пять лет.
Статья 101. Законодательная власть заключается в особе государя при содействии двух палат государственного сейма (как сказано в ст. 13).
Разряд 1. О частных думах или сеймах наместнических областей
Статья 102. Сеймы наместнических областей составляются из государя и Двух палат. Первая под именем высшей палаты образуется из одного департамента сената, присутствующего в главном местопребывании наместнического начальства. Вторая под именем земской посольской палаты составляется из двух третей избранного в области наместничества числа послов и депутатов, государем утвержденных.
Статья 103. Сеймы наместнических областей рассматривают проект Общих законов во всех случаях, в которых государь заблагорассудит повелеть им оные сообщить через государственный совет. Они рассматривают в особенности все проекты частных законов до каждой наместнической области касающихся, по повелению государя через правительственный совет наместничества к ним препровождаемых. Сверх сего они рассуждают по сообщению же от имени государя подобно вышесказанному, об увеличении или уменьшении всякого рода сборов, податей и земских повинностей; о средствах к уравнению раскладок, о составлении частных расписаний доходов и расходов наместнических областей: (Бюджет), одним словом обо всем, что государю благоугодно будет высочайше указать внести к ним на рассуждение…
Разряд 2. Об общем государственном сейме
Статья 114. Общий государственный сейм составляется из государя и двух палат. Первую под именем высшей палаты образует сенатский департамент, присутствующий в одной из двух столиц, с присовокуплением к нему единственно на время сейма и по назначению государя из других департаментов известного числа сенаторов, образовательным учреждением определенного. Вторая под названием палаты земских послов составляется, по назначению государя из половинного числа послов и депутатов, в каждой наместнической области посольскою палатою из среды своей избранных».