Положение о революционных трибуналах РСФСР.
21 февраля 1919
(Дополнительно к Положению о едином народном суде)

Подлинник. Машинопись. На последнем листе подпись чернилами: «Народный комиссар юстиции Курский. 21/II-1919»
35,6 х 21,0
Государственный архив Российской Федерации. Ф. Р-1235. Оп. 21. Д. 24. Л. 13-19

«I. Основные положения.

1. Революционные Трибуналы учреждаются со специальной целью рассмотрения дел о контрреволюционных деяниях и иных, признаки которых указаны ниже. В соответствии с этим Трибуналам предоставляется неограниченное ничем право в определении меры репрессии.

2. Революционные Трибуналы учреждаются во всех губернских городах Республики по одному на губернию. В Москве и Петрограде учреждаются кроме того особые городские Трибуналы. Такие же Трибуналы могут быть учреждаемы в городах, насчитывающих свыше 200.000 населения по сношению местных Советов с Народным Комиссариатом Юстиции.

3. В отношении Военно-Революционных Трибуналов, действующих в районе прифронтовой полосы, действует особое о них Положение, опубликованное в «Известиях Ц.И.К.» от 15 февраля.

4. Все Революционные Трибуналы, Военно-Полевые Суды, Ж[елезно]-Дорожные Трибуналы и иные чрезвычайные учреждения судебного характера, учрежденные в ином порядке или действующие с нарушением правил, изложенных в настоящем Положении, с опубликованием настоящего Положения – упраздняются.

II.Компетенция трибуналов по роду дел.

5. Ведению Революционных Трибуналов подлежат дела о лицах:

а) кои организуют, участвуют или призывают других к контрреволюционным выступлениям против Рабоче-Крестьянского Правительства (восстания, погромы, массовые беспорядки);

б) которые сообщением ложных сведений или явным извращением фактов в печати или на публичных собраниях вызывают недоверие к Рабоче-Крестьянскому Правительству, недовольство им или панику в населении /контрреволюционная агитация/;

в) которые пользуясь своим служебным положением злоупотребят предоставленной им властью или допустят при исполнении ими своих обязанностей действия или упущения, по своим результатам опасные для Советской Республики или дискредитирующие её власть /преступления по должности/.

г) которые огласят или выдадут военные тайны, стратегические планы, сведения о военных силах или вооружении представителям иностранных держав или контрреволюционных организаций или будут способствовать собиранию каких либо иных сведений передачи их иностранными державами или контрреволюционным организациям во вред Советской республике /военный и политический шпионаж/

д) кои своей прошлой деятельности признаются особо вредными для революции/, хотя бы эта деятельность имела место до установления власти Советов.

6. Все остальные дела, находящиеся в производстве Трибуналов или вновь поступающие к ним, немедленно передаются ими в Народные Суды.

ПРИМЕЧАНИЕ: Трибуналы вправе передать через Совет Народных Судей в Народные Суды дела о деяниях, соответствующих формальным признакам, перечисленным в пункте 5, но признаваемые Трибуналами маловажными для рассмотрения в Народном Суде.

III. Организация Трибуналов.

7. Революционные Трибуналы избираются местными Советами или их Исполнительными Комитетами в составе Председателя и двух членов Трибунала. При Трибуналах для параллельных отделений Трибуналов или выездных сессий Трибуналов в зависимости от местных условий может быть избираем второй или третий состав Трибуналов.

8. В Трибуналы избираются исключительно ответственные политические работники сроком на один месяц. Каждый член Трибунала может быть отозван и до срока постановлением тех же Советов или их Исполнительных Комитетов.

ПРИМЕЧАНИЕ: Совместительство членов Трибунала с работою в Следственных органах не допускается.

IV. О предварительном следствии по делам, передаваемым на рассмотрение трибуналов.

9. Производство предварительного следствия по делам, подведомственным Трибуналам, возлагается на Следственные Комиссии при Трибуналах в составе не менее шести лиц, избираемых местными Советами.

10. По делам передаваемыми в Трибуналы Чрезвычайными Комиссиями согласно существующему о них положению, Трибуналам принадлежит право проверки отдельных следственных действий Чрезвычайных Комиссий.

11. Постановления Следственных Комиссий об арестах, выемках, обысках, освобождении арестованных, равно как постановления о прекращении дел, и о привлечении новых лиц в качестве обвиняемых, действительны, если они приняты в составе коллегии из трех лиц. В случаях, не терпящих отлагательства, меры пресечения могут быть приняты единолично каждым членом Комиссии с тем, чтобы эта мера в течении 48 часов была утверждена коллегией из трех лиц. О прекращении дела или изменении меры пресечения Комиссия уведомляет Трибунал.

12. Для производства следстве6нных действий в уездах, Следственная Комиссия может делегировать своих членов, которые осуществляют свою деятельность при посредстве технического аппарата местных уголовно – следственных комиссий под контролем Следственной Комиссии Губернского Трибунала.

13. Члены Трибунала имеют право посещения мест заключения и проверки закономерности содержания арестованных под стражей которым в течение более чем двух недель со дня задержания не предъявлено обвинения.

14. Следственная Комиссия имеет право:

а) требовать от всех без исключения Советских и общественных учреждений, частных обществ и отдельных граждан, доставления необходимых сведений, документов, а так же дел не оконченных производством.

б) обозревать через своих членов или особо уполномоченных лиц дела всех упомянутых в предыдущем пункте установлений и властей для извлечения необходимых сведений.

V. О порядке производства предварительного следствия.

15. По поступлении сообщения или жалобы Следственная Комиссия рассматривает их в очередном заседании и постановляет о возбуждении дела или о прекращении его, если не найдёт состава преступления. В случае если Следственная Комиссия найдёт данные розыска и дознания настолько полными, что производство предварительного следствия признается ею излишним, Следственная Комиссия особым постановлением направляет дело непосредственно в Трибунал. В случае если производство предварительного следствия признается необходимым, таковое поручается одному из членов Комиссии. Одновременно о начатии следствия и существе обвинения уведомляется подследственный.

ПРИМЕЧАНИЕ: Дела, поступающие из Чрезвычайных Комиссий направляются последними непосредственно в Трибунал, который либо назначает дело к слушанию, либо постановляет о производстве дополнительных следственных действий.

16. производство предварительного следствия по делам должно быть закончено в течение одного месяца. О продлении указанного срока Следственная Комиссия ходатайствует каждый раз перед Трибуналами.

17. Признанное Следственной Комиссией законченным следственное производство по каждому делу вместе с копией заключения предъявляется обвиняемым, коим предоставляется 24 часа для возбуждения своих ходатайств и жалоб по поводу произведенного следствия, после чего все дела вместе с ходатайствами обвиняемого в течение вторых 24 часов доставляются в Трибунал и назначается последним к слушанию.

18. Все протесты и жалобы на постановления Следственных Комиссий равным образом как и все ходатайства обвиняемых (о вызове свидетелей, допущении защиты) разрешаются Трибуналом в распорядительном заседании.

VI. Обвинение и защита в Трибуналах.

19. Допущение к участию в деле обвинителей и защитников всецело зависит от Трибунала и разрешается в распорядительном заседании. Защитники допускаются только из коллегии обвинителей и защитников при Советах, образуемой порядком, указанном в Положении о Едином Народном Суде. В случае допущения защиты и обвинения им должен быть предоставлен особый срок для ознакомления с делом.

20. В случае допущения Трибуналом по какому либо делу обвинителя, Трибунал обязан допустить или назначить защитника.

VII. О порядке рассмотрения дел в трибуналах.

21. Заседания Трибунала публичны и имеют место в присутствии обвиняемых. Отсутствие обвиняемого не может служить препятствием к слушанию дела, если доказано уклонение обвиняемого от суда. Трибунал вправе постановить как о выделении дела, так и заочном слушании его по своему усмотрению.

22. Допущение дополнительных свидетелей, не вызванных на рассмотрение дела разрешается Трибуналом. В случае неявки вызванных свидетелей от Трибунала зависит признать или не признать неявку достаточным поводом к отложению дела, либо заменить их допрос оглашением данных ими показаний. Разрешение вопроса о приобщении новых документов либо оглашение уже приобщенных так же зависит от Трибунала.

23. Подсудимый пользуется при рассмотрении дела всеми правами стороны. Подсудимый вправе не отвечать на задаваемые ему вопросы. Подсудимому принадлежит последнее слово.

24. Обращение дела к доследованию может иметь место только в случае признания Трибуналом такой неполноты следствия, которая не может быть восполнена на заедании Трибунала.

VIII. Постановление приговора.

25. Приговоры постановляются большинством голосов Трибунала и объявляются именем Р. С. Ф. С. Республики. Однако высшая мера наказания может быть определена только по единогласному решению Трибунала.

26. Приговоры постановляются в письменном виде за подписями всех членов Трибунала с кратким изложением оснований приговора.

27. Трибуналы выносят приговоры, руководствуясь исключительно обстоятельствами дела и велениям революционной совести. В случаях, когда в декрете указано наказание не ниже определенного Трибуналом, могут отступить от этой нормы с мотивированным изложением оснований смягчения.

28. Секретарь Трибунала ведет протокол заседания.

29. Никто не может присутствовать в совещательной комнате кроме членов Трибунала, участвующих в заседании.

30. При объявлении приговора Председатель разъясняет порядок обжалования приговора, копии которого вручаются осужденным не позднее 24 часов после вынесения приговора. Обжалование приговоров в апелляционном порядке не допускается.

31. На подачу кассационных жалоб и протестов на приговоры Трибуналов предоставляется 48 часовой срок с момента вручения копии приговора осужденному. Право принесения кассационных протестов на приговоры Трибуналов принадлежит всякому гражданину Республики.

XI. О Кассационном Трибунале.

32. Для рассмотрения кассационных жалоб и протестов по делам разбираемым в Трибуналах учреждается Кассационный Трибунал при В. Ц. И. К. в составе председателя /двух членов и члена – докладчика Кассационного Трибунала, избираемых Ц. И. К.

Примечание: Один из членов Кассационного Трибунала избирается из состава членов Коллегии Народного Комиссариата Юстиции.

33. Кассационные жалобы и протесты приносятся в Кассационный Трибунал через те Трибуналы которыми был постановлен обжалуемый приговор. Революционный Трибунал в 24 часа с момента поступления кассационной жалобы или протеста обязан направить жалобу со всем делом в Кассационный Трибунал причем приостанавливает исполнения приговора до разрешения дела в Кассационной инстанции с принятием мер пресечения.

34. Член – Докладчик Кассационного Трибунала дает заключение по жалобам и протестам и не присутствует в совещательной комнате.

35. Лица, подавшие кассационную жалобу или протест и явившиеся в заседание допускаются к поддерживанию своих жалоб и протестов.

36. Поступившие в Кассационный Трибунал жалобы и протесты должны быть рассмотрены в недельный срок со дня поступления жалобы.

37. Дела, приговоры, по которым кассруются по формальным основаниям передаются Кассационным Трибуналом для нового разбирательства в другой или в тот же Трибунал, но в ином составе или направляются в Народный Суд по подсудности.

38. Поводом для кассации является нарушение Революционным Трибуналом при рассмотрении дела правил о подведомственности дела Трибуналу существенное нарушение форм и порядка рассмотрения дел вынесение приговора явно несоответствующего деянию осужденного.

39. В случае необходимости изменить приговор вследствие несоответствия меры репрессии с деянием осужденного, Кассационный Трибунал может изменить меру репрессии, входя об этом с соответствующим представлением в Президиум, Ц. И. К.

X. О Верховном Революционном Трибунале при ВЦИК.

40. Верховный Революционный трибунал принимает к своему производству дела изъятые из компетенции местных трибуналов постановлениями Президиума Ц. И. К., непосредственной по его почину или по представлению Совета Народных Комиссаров, Народного Комиссара Юстиции или Кассационного Трибунала при Ц. И. К.

41. Для производства предварительного расследования по делам передаваемым на рассмотрение Верховного Трибунала, учреждается Следственная Комиссия в составе из трех лиц, избираемых Ц. И. К.

42. Сессии Верховного Революционного Трибунала созываются Президиумом Ц. И. К.

43. Настоящее положение о Революционных Трибуналах и Следственных Комиссиях распространяется в раной мере и на Верховный Трибунал с тем однако ограничением, что приговоры Верховного Трибунала избирается В. Ц. И. К из состава членов Ц. И. К.

44. Настоящее положение входит в силу с 1-го марта 1919 года. Последним сроком ведения его на местах назначается 15 марта 1919 года»