Чертеж автожира-геликоптера конструкции М.Л. Миля.
1942 г.
Калька. Автограф М.Л. Миля.

РГАНТД. Ф.344. Оп.1. Д.168. Л.35. (Личный фонд М.Л. Миля)

Миль Михаил Леонтьевич (1909–1970) – советский авиаконструктор, один из основателей советского вертолетостроения, доктор технических наук (1945), профессор (1967), Герой Социалистического Труда (1966). Окончил Новочеркасский авиационный институт (1931). Работал инженером, начальником бригады аэродинамики и экспериментальных расчетов отдела особых конструкций в ЦАГИ (1931–1936). Под его руководством были разработаны фундаментальные основы аэродинамики винтокрылых летательных аппаратов, в т.ч. общая теория несущего винта, применимая для различных случаев его обтекания. Участвовал в разработке автожиров А-12 и А-15. С образованием в 1940 г. завода винтовых летательных аппаратов №2 90 был назначен на должность заместителя главного конструктора и под руководством Н.И. Камова участвовал в серийном производстве автожиров А-7-3А, а также в проектировании и постройке опытного «прыгающего» автожира АК. В начале Великой Отечественной войны служил инженером в эскадрилье автожиров-корректировщиков, принимавшей участие в битве под Смоленском. Однако эскадрилья вскоре была расформирована, а завод № 290 – эвакуирован в Свердловскую область и затем закрыт. В 1942 г. в соавторстве с С.А. Пасхиным разработал нескольких вариантов пехотного противотанкового ружья, стреляющего реактивными снарядами РС-82. В 1943 г. вернулся в ЦАГИ, где продолжил начатые еще до войны работы по устойчивости и управляемости самолетов. С начала 1947 г. – начальник созданной по его инициативе новой геликоптерной лаборатории ЦАГИ. На натурных объектах проводил экспериментальные исследования аэродинамики несущего винта, в частности, работы по измерению полей скоростей вокруг него. Им была создана натурная геликоптерная установка, ставшая прообразом вертолета Ми-1. С 1947 г. – главный конструктор, с 1964 г. – генеральный конструктор КБ по вертолетостроению. Вертолет Ми-1 (1948) стал первым вертолетом, получившим широкое практическое применение. Под руководством Миля создано 9 типов серийных вертолетов, а некоторые экспериментальные образцы (например, В-12) открыли путь разработке новых направлений в развитии винтокрылой авиации. На вертолетах конструкции Миля установлено свыше 60 мировых рекордов. Вместе со своими учениками он разработал теорию современного вертолета, позволившую решить на практике ряд сложных проблем (усталостная прочность вертолетных агрегатов, флаттер лопастей винтов, устойчивость и управляемость вертолета, земной резонанс и др.). Лауреат Ленинской (1958) и Государственной (1968) премий СССР. Награжден тремя орденами Ленина, орденами Отечественной войны 2-й степени, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, медалями. Имя Миля присвоено Московскому вертолетному заводу.

В 1942-1943 гг. М.Л. Миль разрабатывает конструкцию автожира-геликоптера АМ, взлетающего без разбега. (Автожир — летательный аппарат тяжелее воздуха, удерживающийся в воздухе с помощью несущей поверхности ротора — несущего винта. Автожиры обладают несущим винтом для создания подъёмной силы, который вращается под действием аэродинамических сил в режиме авторотации. В то же время автожир обычно обладает ещё и тянущим/толкающим винтом (пропеллером), как и у обычного самолёта времён поршневой авиации. Этот маршевый винт сообщает автожиру горизонтальную скорость. Автожиры изобрёл испанский инженер Хуан де ла Сиерва в 1919 году, его автожир С-4 совершил свой первый полёт 9 января 1923 года.) Сущность автожира геликоптера заключалась в применении для взлета обычного бескрылого автожира жидкостных реактивных двигателей (работающих на керосине и азотной кислоте), расположенных на концах лопастей ротора. Эта схема исключала самые сложные и трудоемкие агрегаты автожира, взлетающего без разбега, моторные и центральные редуктора и трансмиссию привода ротора с втулкой свободного хода. Автожир геликоптер помимо реактивных движков на концах лопастей должен был иметь лишь обычный авиационный мотор с винтом без каких-либо механизмов и трансмиссий для раскрутки ротора. Облегчение конструкции при этом составляло 10% веса машины по сравнению с автожиром, взлетающим без разбега. М.Л. Миль получил авторское свидетельство на данное изобретение, но автожир геликоптер АМ не был построен Его создание посчитали нецелесообразным ввиду того, что на тот момент в СССР не было вполне отработанных автожиров с взлетом без разбега, имеющих обычный механический запуск.

Использование цифровых копий документов, представленных на портале "Архивы России", в т.ч. распространение в Интернет (включая размещение на сайтах), в ином электронном или печатном виде, допускается только с письменного разрешения соответствующего архива.
Цифровые копии фотодокументов защищены электронными "водяными знаками" по технологии Digimarc.